Режиссер: Александр Митта
Год: 1969
В ролях: Олег Табаков, Елена Проклова, Олег Ефремов, Леонид Дьячков, Леонид Куравлев, Владимир Наумов, Евгений Леонов, Марлен Хуциев, Константин Воинов, Нонна Мордюкова, Александр Пороховщиков, Александр Филиппенко, Павел Винник, Микаэла Дроздовская, Любовь Соколова
Обидно, что такой великолепный режиссер и актер как Александр Митта у нас прежде всего ассоциируется с полуфантастическим блокбастером "Экипаж". А ведь в начале своей карьеры он снял отличные фильмы о школьниках, подростках. Это, прежде всего, дебютный "Друг мой Колька!", "Без страха и упрека", "Звонят, откройте дверь", "Точка, точка, запятая" с великолепным музыкальным сопровождением. Ученик Михаила Ромма ("9 дней одного года") Митта снялся в фильмах Марлена Хуциева "Мне двадцать лет" ("Застава Ильича") и "Июльский дождь" в небольших, но очень выразительных ролях. Из фильмов постсоветского периода мне очень понравился фильм 2000 года "Граница. Таежный роман".
Если фильмы Митты про школьников были обласканы критиками и отмечены различными кинофестивальными премиями, то фильм "Гори, гори моя звезда", снятый в тот же период, прошел малозамеченным. Трагикомический взгляд на выдуманные события времен гражданской войны явно пришелся не по вкусу киношному начальству. А ведь это, пожалуй, лучший "взрослый" фильм в творчестве Александра Митты.
И кто это придумал, что когда говорят пушки, музы замолкают. В маленьком городке Кропивницы, летом 1920 года культурная жизнь бьет ключом. Именно здесь застрял спешащий в Москву к открытию сезона молодой режиссер нового революционного театра Владимир Искремас (ИСКусство РЕволюции - МАСсам) в исполнении Олега Табакова.
Только не дают Искремасу творить. Поссорившись с местной властью в лице председателя ревкома Сердюка (Леонид Куравлев), попадает он под арест. Но тут в город приходят белогвардейцы, и Искремасу от новой власти поступает творческий заказ на постановку водевиля для господ офицеров. Наступив на горло собственной песне, спрятав подальше свои принципы, и залив совесть самогоном, Искремас берется за дело. Но когда беляки убивают Федора, он поднимает бунт. Только переход городка в руки красных спасает его. Но теперь на многострадальные Кропивницы положили глаз «зеленые». И когда Искремас мешает им расправиться с ревкомом, пуля, выпущенная из обреза одним из бандитов, обрывает его жизнь.
Пожалуй, единственная сцена, показавшаяся мне немного неудачной, это эпизод, в котором «зеленые» хотели расправиться с ревкомом. Как они это хотели сделать в переполненном зале, я не очень представляю. Но, это мелочь. Все остальное просто великолепно.
Молодой Олег Табаков в этом фильме просто бесподобен. В роли Искремаса он переиграл даже кота Матроскина. :) Это просто какой-то фонтан жизнерадостности, идей и необыкновенного человеколюбия.
Он даже на своего конкурента Пашку не может долго обижаться. Обвинив его в контрреволюции, он не пытается его растоптать. Пашка ведь «тоже сеет разумное и доброе» в меру своих сил и понимания роли искусства в этот сложный период. И в творческих дискуссиях с ним Искремас терпеливо склоняет Пашку на свою сторону, открывает ему глаза на талантище Федора. «Пашка, да
нас с тобой будут вспоминать только потому, что мы жили в одно время с этим человеком». Для Пашки настенные творения Федора – это картины с базара, а для Искремаса – храм искусства. Талантище самого Табакова-Искремаса больше всего раскрывается в сцене репетиции номера на песню про трех юных пажей. Это шедевр!
Необычная роль Олега Ефремова ("Когда я стану великаном" и др.). Не сказав ни слова, так мастерски показать трагическую судьбу Федора под силу
только настоящему профессионалу. Сцена убийства Федора поражает своей обыденностью. Спешил солдатик, боялся, что самогонки не достанется, и шлепнул, чтобы не возиться. «Дух, выпущенный из бутылки, к бутылке и стремится…» Даже офицер на мгновение растерялся. «Я то тут при чем?»
Великолепны режиссеры
советского кино Владимир Наумов, Марлен Хуциев, Константин Воинов, сыгравшие роли белогвардейских офицеров. Особенно запоминается Наумов в роли штабс-капитана. В 1968 году на экраны вышел фильм 
«Служили два товарища» по сценарию Дунского и Фрида, где роль еще одного белогвардейского офицера прекрасно сыграл Владимир Высоцкий. «Интеллигентный негодяй», как назвал его Искремас, страшнее того джина, который стремясь к бутылке, пристрелил Федора. Эпизод с садистской игрой в «кукушечку», придуманной штабс-капитаном, один из самых интересных в фильме. Сцены с участием Табакова-Искремаса и штабс-капитана в исполнении Наумова – это просто урашение фильма. «Мое имя-отчество – господин штабс-капитан!»
Елена Проклова заметно уступает по мастерству таким опытным актерам, как Табаков, Леонов, Ефремов, Наумов. Очень много сил, как мне кажется, она тратит на попытки имитации русско-украинского суржика. У Любови Соколовой, сыгравшей роль жены Федора это получается гораздо лучше. Вот что значит опыт. 300 с лишним ролей за более чем 50 лет в кино ("Вам и не снилось!", "Маленький беглец" и другие). Но за фразу "Детка! Я по ньому сохну. Я без нього жити не можу, а он - детка, детка!" я Прокловой все простил. :)
Митта вспоминает, что киношным начальникам не понравилось первое название фильма «Комедия об Искремасе» (мне оно, кстати, тоже не нравится). А на предложенное взамен «Гори, гори моя звезда» согласились сразу. А ведь это слова из романса, который пел адмирал Колчак, когда его вели на расстрел. Почему в годы советской власти фильм придерживали, не пускали широким экраном, понятно. Ведь образ штабс-капитана, бесподобно сыгранный Владимиром Наумовым, запоминается гораздо ярче, чем невзрачный образ комиссара Сердюка в исполнении Куравлева ("Опасно для жизни!" и др.). А подлец Охрим (отличная роль Леонида Дьячкова), позаседавший в ревкоме, немного попартизанивший и оказавшийся в конце концов батькой «зеленых», кому-то, наверно, вообще показался нереальным.
Фильм и сейчас спустя 42 года после выхода смотрится отлично. Это золотой фонд советского кино.
Смотрите только лучшее советское кино!
кто пел романс гори гори моя звезда в одноименном ф-ме
ОтветитьУдалить