воскресенье, 4 сентября 2011 г.

"Мой ласковый и нежный зверь"


Название: Мой ласковый и нежный зверь
Режиссер: Эмиль Лотяну
Год: 1978
В ролях: Олег Янковский, Кирилл Лавров, Галина Беляева, Григоре Григориу, Олег Федоров, Светлана Тома, Леонид Марков, Василий Симчич



Один из красивейших советских фильмов. Экранизация одного из ранних произведений Антона Павловича Чехова "Драма на охоте", которое сам автор не очень жаловал и при жизни не включал ни в одно из своих изданий. Впрочем, экранизация довольно вольная и по этому поводу кто только не норовил упрекнуть авторов в некотором несоответствии характеров киногероев с их книжными прототипами. В предыдущем фильме Лотяну "Табор уходит в небо" от пролетарского писателя Максима Горького тоже немного осталось. Лотяну прочитал Чехова по своему, "по-молдавски", как он говорил сам. И фильм от этого только выиграл. Уж больно непривлекательны были некоторые герои в первоисточнике...
19-летняя Оленька Скворцова (первая роль в кино Галины Беляевой), дочь душевнобольного лесничего, "ангел во плоти", выросла в глухой провинции. Она страстно желает выбраться из этой глуши. И ради этого выходит замуж за Петра Урбенина (Леонид Марков), вдовца с двумя детьми, управляющего усадьбой графа Карнеева (Кирилл Лавров). Накануне свадьбы она признается в любви Сергею Камышеву (Олег Янковский), судебному следователю. Камышев отговаривает Олю от неравного брака. Но Оленька, этот невинный и прекрасный лесной цветок, внезапно предстает расчетливой и циничной особой, с легкостью изменившей своему мужу практически сразу после свадьбы. После отъезда Камышева Оленька заводит роман со старым ловеласом графом Карнеевым. Уличенная в измене и избитая мужем, Оля уходит от него и становится содержанкой графа. Во время охоты Оля узнает, что граф женат и пытается восстановить свои отношения с Камышевым. Взбешенный цинизмом и беспринципностью своей бывшей возлюбленной, Камышев убивает ее и оборачивает дело таким образом, что подозрения падают на Урбенина, вернувшегося для встречи с Олей. Умирающая Оля не называет имя настоящего убийцы, Урбенин попадает на каторгу, где спустя 4 года умирает.
Конечно же, это не тот Чехов, которому нас учили в школе, и по которому мы писали сочинения. Так что обвинения в "бульварности" небеспочвенны. Но не надо забывать, что фильм снят по мотивам повести Чехова, и не претендует на учебное пособие по литературе для школьников, не желающих читать классиков. Поклонники творчества Чехова любят в пух и прах разносить фильм Лотяну, дотошно разбирают внесенные режиссером изменения в характеры героев, не замечая эстетического визуального ряда картины. Каждая сцена, каждый эпизод фильма - это великолепная законченная картина сильного мастера. Внимание к деталям, ничего лишнего, все продумано. В современных фильмах, не смотря на совершенно другие технические возможности, практически не увидишь такой натуральной, не компьютеризированной, красоты. Лотяну снял изумительно красивый фильм. И природа среднерусской полосы служит великолепным фоном для этой, пусть немного и "бульварной", истории.
Еще большим украшением фильма является игра актеров. Галина Беляева ("Ах, водевиль, водевиль…", "Анна Павлова" и др.), для которой это был дебют в кино, в свои 16 лет великолепно вписалась в коллектив корифеев советского кино. Необыкновенно женственная с ослепительной улыбкой, ее героиня кажется живым воплощением невинности и красоты окружающей природы. И словно ушат холодной воды, ее подлость и предательство, совершаемые с невинным выражением лица. Когда она протягивает руки к Камышеву со словами "мой ласковый и нежный зверек", понимаешь, кто на самом деле является таким зверьком. Красота Оленьки и окружающей героев природы делают ее циничные поступки еще более отвратительными. А ведь у Чехова ее образ еще менее привлекателен. В кино Беляева пришла из балетного училища и, позже, в картине Лотяну "Анна Павлова" сама исполняла отдельные партии.
Великолепен Кирилл Лавров в роли опустившегося и спивающегося графа Карнеева. Совершенно неожиданная и нехарактерная роль для Лаврова. Бездуховный, опустошенный человек, пытающийся тем не менее изобразить величие мысли и бесконечную душевную широту русского родового дворянства.
Олег Янковский - мой любимейший актер советского кино. "Щит и меч", "Служили два товарища", фильмы Марка Захарова, "Полеты во сне и наяву" и много-много других великолепных фильмов с его участием, которые составляют лучшую часть истории советского кино. Невероятно красивый, обаятельный, интеллигентный, то, что сейчас называют броским импортным словом харизматичный, артист. И хотя снимался Олег Иванович вплоть до самой своей кончины в 2009 г., лучшие его роли, на мой взгляд, были сыграны в советских фильмах. Сергей Камышев, напоминающий чем-то графа Карнеева, еще способен отличить истинные чувства от похоти, подлость от душевных порывов и не потерявший понятия достоинства и чести, все таки нерешителен или непоследователен в своих отношениях с Оленькой. Что и приводит к трагедии.
Также необычна роль и для Леонида Маркова, в послужном списке которого в основном были мужественные мужчины и решительные и прямолинейные руководители-партийцы ("Верой и правдой"). У Чехова этот персонаж вызывает физическое отвращение. Лотяну его слегка очеловечил, но все равно он вызывает неприятие. Особенно непригляден Урбенин в сцене свадебного застолья, начинающегося одой Гименею в исполнении словно восставших из могил певцов. Последовавшее за этим унизительное подобострастное излияние благодарности графу заставляет содрогнуться от мерзкого ощущения гадливости. В то же время, когда он смотрит на свою молодую жену, в его глазах видишь желание снова быть счастливым. И огромную боль, когда он несет на руках смертельно раненую Оленьку.
Украшением фильма стала музыка Евгения Доги. Когда слышишь мелодию вальса, внутри начинает что-то дрожать. А сцена, когда Урбенин танцует вальс с плачущей Оленькой, является одним из шедевров советского кино.
Обвиняли Лотяну и в излишней "цыганщине" этого фильма, в переносе образов и героев из "Табора..." в "Мой ласковый и нежный зверь". Как по мне, так пусть лучше цыгане, чем   медведи и пьяные генералы.
Смотрите только лучшее советское кино!

1 комментарий: