понедельник, 22 августа 2011 г.

"Мне двадцать лет"

Наименование: Мне двадцать лет (Застава Ильича)
Режиссер: Марлен Хуциев
Год: 1962-1964
В ролях: Валентин Попов, Николай Губенко, Станислав Любшин, Марианна Вертинская, Лев Прыгунов, Зинаида Зиновьева, Светлана Старикова, Людмила Селянская, Александр Блинов, Лев Золотухин, Петр Щербаков, Андрей Тарковский, Дмитрий Федоровский, Андрей Кончаловский, Светлана Светличная, Ольга Гобзева, Андрей Ладынин, Сергей Десницкий, Тамара Совчи, Родион Нахапетов, Василий Краснов, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Виталий Соломин, Олег Видов, Александр Митта, Александр Январев, Булат Окуджава



Задуманный в 1960 г., законченный в 1962 г. и тут же запрещенный, многократно исправленный в 1963‑1964 г., вышедший на экраны в начале 1965 г. фильм вновь обрел свою первоначальную форму (сейчас это еще называют режиссерской редакцией) лишь в 1990 г. Пожалуй, это лучший фильм о молодежи 60-х годов и самый главный, на мой взгляд, в творчестве М. Хуциева. Фильм снят по сценарию Геннадия Шпаликова (совместно с М. Хуциевым), для которого это был первая большая работа в кино. На момент написания сценария Шпаликову было примерно столько же лет, сколько и героям фильма. Да и самому Хуциеву еще не исполнилось сорока лет. Просто поразительно, с какой достоверностью они передали мысли и чувства молодых людей, их отношение к жизни.Сергей Журавлев (Валентин Попов) возвращается домой после службы в армии. Он встречается со своими друзьями Колькой Фокиным (Николай Губенко) и Славкой Костиковым (Станислав Любшин), работает на ТЭЦ, учится в институте на вечернем отделении, знакомится и встречается с Аней (Марианна Вертинская). Колька работает в вычислительном центре, он самый жизнелюбивый из друзей и особенно усерден в роли покорителя девичьих сердец. Славка, работающий строителем, успел жениться, обзавестись ребенком, получить жилье и, по словам его друзей, «со страшной силой врастает в быт». Они абсолютно разные, но при этом гармонично дополняют друг друга. Ребята, выросшие в одном дворе, не могут оставаться такими же, как и в школьные годы. Они выросли и у каждого из них свой взгляд на собственную жизнь. В какой-то момент различие в этих взглядах становится причиной столкновения характеров Сергея и Николая. Кажется, еще одно резкое слово и дружбе конец. И больше всего от этого страдает Славка, который своими неуклюжими шутками пытается разрядить обстановку. И счастье, что друзья не замыкаются в себе. Надо уметь высказать свое мнение, но так чтобы не обидеть своего собеседника. Надо не только выслушать своего оппонента, но и попытаться понять его.




В какой-то момент Сергей понимает, что ходить каждый день на работу, на учебу мало, во всем этом должен быть смысл. И он долго и болезненно ищет этот смысл. Его не устраивает тот путь, который выбрали себе его друзья. Еще меньше ему нравится отношение к жизни в кругу Аниных друзей, где за ироничными и остроумными речами скрывается бездуховность, пустота. В комнате, полной гостей, он один и его не понимают. Многие из присутствующих не поняли бы, а точнее, не услышали, и рассказа матери Сергея о картошке. Для нас сегодняшних его слова о революции, о песне «Интернационал», войне, картошке кажутся излишне пафосными. У кого-то они вызовут раздражение, потому что в очередной раз мы услышали человека, но не поняли его. И именно на этого героя с его идеологически выдержанным тостом за картошку обратил свой гнев всемогущий первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Во «время развернутого строительства коммунизма, освещенного идеями Программы Коммунистической партии» Сергей и его друзья не знают к чему стремиться и как жить. Таков был приговор Хрущева. Мне кажется, что персека больше всего беспокоила возможность переосмысления героями не только своей жизни, но и общества, в котором они жили. Человек думающий, сомневающийся, оценивающий себя и окружающих партии был не нужен и даже опасен.
Взросление бывает физическое и духовное. Именно духовный рост молодых людей показан в фильме Хуциева. Николай, жизнерадостный, остроумный и ироничный в начале фильма, начинает понимать, что надо менять что-то в своей жизни, отказываться от некоторых привычек пока еще есть время. Столкновение с откровенной подлостью обостряет его чувства, он пытается найти поддержку у Сергея и, возможно впервые, не находит. Их дружба испытывает серьезнейшее испытание на прочность. И они, судя по финальным кадрам, пройдут это испытание.

Фильм необыкновенный. Его очень сложно описать, пересказать. Это все равно, что попытаться передать содержание «Евгения Онегина», например, своими словами. Великолепное переплетение личных переживаний героев и повседневной жизни москвичей. Документальные сьемки московских улиц с их хаотичным движением и поэтическое изображение тех же улиц в ночное или утреннее время с идущими по ним влюбленными создают непередаваемое эстетическое впечатление.
Органичное соединение личной и общественной жизни героев великолепно показано в эпизоде с первомайской демонстрацией. Давно в детские годы для меня это был праздник главнее Нового года с его подарками под елкой. В студенческие годы навязываемая обязательность присутствия на таких мероприятиях убила ощущение всеобщего торжества. И именно этот эпизод мне снова напомнил о детских впечатлениях.
Уникальное сочетание документальных и художественных кадров, видеозарисовки самых обыденных вещей и событий делают фильмы Хуциева ценным архивным кинодокументом. И в первую очередь это относится к эпизоду с выступлениями поэтов. Я никогда не был ни знатоком, ни большим любителям поэзии. Но когда я смотрел на лица зрителей в зале, я им завидовал. Интересно было не только услышать поэтов, но и выступления зрителей, которые неумело и даже коряво, но искренне, высказывали свое мнение об их творчестве.
Мне кажется, что подавляющее количество современных фильмов отучают зрителя думать, сопереживать. В ход идут аудио и видеоэффекты, громкая ритмичная (а чаще зомбирующая) музыка, рваная клиповая манера сьемки и прочие приемы удержания внимания. Для того чтобы зритель задумывался над увиденным и услышанным надо иметь, что ему сказать. А вот с этим как раз в современном кинематографе сложно.
Фильм обязательно надо посмотреть, чтобы предоставить возможность отдохнуть глазам и дать пищу для ума. Фильм не событийный, скорее повествовательный,  и возможно кому-то покажется перегруженным разговорами. Но постарайтесь не только услышать, но и понять героев, прежде чем делать выводы.  Рекомендую также посмотреть и следующий фильм М. Хуциева «Июльский дождь», который очень созвучен с «Мне двадцать лет», но в нем полностью убрана гражданская составляющая жизни героев.
Хуциев вспоминает краткую, но очень емкую, оценку его фильма, которую дал Михаил Ромм. После просмотра «Заставы Ильича» (первоначальное название картины) Ромм сказал ему: «Марлен, вы оправдали свою жизнь…»
Смотрите только лучшее советское кино!

Комментариев нет:

Отправить комментарий