среда, 28 сентября 2011 г.

"Чужие письма"

Наименование: Чужие письма
Режиссер: Илья Авербах
Год: 1975
В ролях: Ирина Купченко, Светлана Смирнова, Сергей Коваленков, Зинаида Шарко, Олег Янковский, Майя Булгакова, Иван Бортник, Наталья Скворцова, Валентина Владимирова



Проще всего было причислить этот фильм к школьной тематике, тем более, что здесь присутствуют все атрибуты, сопровождающие картины подобного жанра. Разве что только родительского собрания не было. И хотя главные действующие лица в картине - это учителя и ученики, фильм имеет к школьной теме весьма отдаленное отношение. 
Девятиклассница Зина Бегункова (Светлана Смирнова) из-за своего юношеского максимализма поссорилась со своим братом накануне его свадьбы. Красавец Женя Пряхин (Олег Янковский) не поверил Зининому признанию в любви и грубо оттолкнул ее. Обозленная на всех и все, Зина уходит из дома. Ей дает временный приют ее учительница Вера Ивановна (Ирина Купченко). Быстро освоившись на новом месте, Зина грубо вторгается в личную жизнь Веры Ивановны.
Без роскошных декораций или натурных съемок авторы сняли фильм, запоминающийся своим драматизмом и характерами героев. И, в первую очередь, благодаря великолепной игре Купченко и Смирновой. Образ учительницы, созданный Купченко, очень напоминает "дорогую Елену Сергеевну". Та же растерянность перед напором цинизма и отсутствием каких-либо моральных принципов, взаимное непонимание между учителем и учениками. Бедная Вера Ивановна не понимает, как можно так цинично играть с тем, что составляет личную жизнь человека. Крушение идеалов добра приводят к тому, что она начинает бояться собственных учеников. Беззащитность Веры Ивановны просто пугает. Человек с открытой доброй душой пытается обогреть и защитить еще почти ребенка и получает в ответ коварство и пренебрежение к ее собственной жизни. Все-таки между учителем и учеником должна была оставаться какая-то дистанция. Одно дело вникать в проблемы ближнего и помогать в их решении, и совсем другое - жить этими проблемами. Как и в случае с Еленой Сергеевной, наблюдая за Верой Ивановной, пытаешься понять, почему они не заметили того мерзкого, что зарождается в душах их учеников. Ведь первая задача любого воспитателя, будь то родители или учителя, не дать развиться плохим задаткам и максимально содействовать развитию хороших.
Галерея женских кинообразов, созданных одной из лучших, на мой взгляд, советских актрис Ириной Купченко это воплощение мечты об идеальной женщине, матери, жене. Беззащитная, но в то же время отважная, слабая и сильная, невероятно терпеливая, ее героиня предстает здесь как живое воплощение христианской морали. Получив удар по одной щеке, она подставляет другую. И когда, не выдержав откровенного издевательства со стороны Зины, поднимает на нее руку, то сама расценивает это как собственный крах. И даже после этого Вера Ивановна находит в себе силы смотреть прямо в глаза своей обидчице, давая ей еще один шанс стать человеком.
Великолепная дебютная роль Светланы Смирновой. Наблюдая за эгоистичной самовлюбленной Зиной, все время пытался понять, как появляются такие люди. С первых же минут ее появления в кадре, когда она читает "Евгения Онегина", чувствуешь поток энергии, исходящий от Зины. Энергии, направленной на обличение, на привлечение к себе всеобщего внимания. "Я всегда говорю, что думаю". Но далеко не всегда то, что мы говорим, есть истина в последней инстанции. Вспоминается товарищ Васин из фильма "Слезы капали", который тоже начал говорить всем близким и дальним то, что он думал. Маленький штрих к портрету Бегунковой, когда она декламирует монолог Татьяны в то время как ее одноклассники пилят дрова, убирают мусор на дворе у пожилой четы преподавателей. И даже во время чтения Пушкина Зина внимательно следит за выражением лица слушателей, моментально меняя интонацию, когда видит явное неодобрение.
Но у Зины, в отличие от героя Евгения Леонова, положение не очень высокое, всего лишь ученица 9-го класса. Поэтому, ее сверхактивная общественная деятельность на классном часе, направленная на то, чтобы заклеймить своих же одноклассников, не находит понимания даже у Веры Ивановны, ее классной руководительницы. Бесполезная попытка повлиять на выбор брата, нескрываемая ненависть к матери только развивают комплекс бессилия у Зины. Даже ее увлечение Женей Пряхиным приобретает какую-то ненормальную форму. И в любви она пытается, как это ни странно звучит, добиться главенства, первенства. Она не хочет ждать, она должна получить признание в любви сейчас, чтобы с помощью его приподняться над своими ровесниками, стать взрослее. Но ее поспешное излияние чувств вызывает совершенно неожиданную реакцию со стороны Жени.
Маленькая роль одного из лучших советских актеров Олега Янковского ("Мой ласковый и нежный зверь" и много-много других великолепных фильмов) вызывает массу диаметрально противоположных мнений. Для меня ясно только одно, Пряхин - единственный из всех персонажей, кто, заглянув в глаза Зины, увидел там духовного монстра. Он увидел, что Зина, готовая отдаться ему тут же, делает это совсем не из-за любви, а для каких-то своих далеко идущих планов. Да, он циничен, и, возможно, мог бы по-другому ответить ей отказом, а не окунать ее в воду. И откуда ему было знать, что  Зина, впервые получившая такой яростный отпор, сменит свою тактику на более изощренную. Янковский великолепен даже в этой небольшой роли.
Зина, переехавшая в новый дом, оказалась более продвинутым психологом по сравнению со своей учительницей. Ее неуемное желание руководить и направлять поступки окружающих людей начинает исполняться. Незаметно для себя Вера Ивановна попадает под влияние своей ученицы. Собака, телевизор, зарядка и прочие мелочи внедряются в жизнь Веры Ивановны благодаря милой заискивающей улыбочке Зины. Теперь это не классная активистка, а маленький  ласковый домашний зверек. Но у девочки-подростка желание поиграть в любовь не прошло. И когда ей попадают на глаза письма, адресованные Вере Ивановне, она, немного посомневавшись, читает их и устраивает для себя и подруги игру в любовную переписку.
То, что ни Вера Ивановна, ни учителя-пенсионеры не могут объяснить, почему нельзя читать чужие письма, говорит не о их слабых педагогических способностях. Просто за попытками наполнить головы школьников знаниями, большинство из которых им в жизни не пригодятся, мы часто забываем, что именно на школьный период приходится формирование человеческой личности, моральных принципов. И хотя нет в школьной программе предмета, который отвечает на вопрос "почему нельзя читать чужие письма",  отвечать на него надо. Так как, если вы ответите "потому что нельзя", вы рискуете нарваться на встречный вопрос "а если мне интересно?"
У каждого на вопрос "почему нельзя" найдется свой вариант ответа. В письма, особенно если они касаются личных взаимоотношений, мы вкладываем частичку своей души, свои мысли и чувства. Вы хотите, чтобы кто-то копался в ваших мыслях, проверял на истинность ваши чувства? Очевидно, нет. И любой другой человек это вряд ли захочет.
Неспособность Веры Ивановны объяснить "почему нельзя" оборачивается против нее. Зина, выйдя из ситуации чуть ли не героиней, присваивает себе право распоряжаться личной жизнью Веры Ивановны. "Сами потом спасибо скажете". Не любившая сама, Зина считает, что лучше своей учительницы знает, какой мужчина ей подходит.
И даже оказавшись вне стен дома Веры Ивановны, Зина продолжает свою игру. С жалким видом побитого и промокшего щенка, в оранжевой накидке, делающей ее лисьи повадки очень похожими на поведение этого зверька, Зина перемещается в поле зрения Веры Ивановны. Прощенная в очередной раз, Зина моментально входит в роль классной активистки и организатора. Ни слова извинения, только притворно-жалостливые взгляды Зины в сторону своей учительницы. Вряд ли Зина что-то вынесла для себя из этой истории. А то, каким взглядом провожает Вера Ивановна отъезжающий грузовик с Зиной и ребятами, говорит о многом.
Великолепный фильм. Когда смотришь его, не замечаешь ни убогой обстановки, ни обшарпанных стен, ни других атрибутов советской эпохи. Видишь только людей с их непростыми и неоднозначными характерами. Наблюдать за их судьбами никогда не наскучит. Жаль только, что образ Игоря (Сергей Коваленков), друга Веры Ивановны,  в этом фильме получился  каким-то невнятным. Находясь в кадре не меньше, чем персонаж Олега Янковского, он совершенно ничем не запоминается.
Смотрите только лучшее советское кино! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий