четверг, 21 июля 2011 г.

"Вам и не снилось..."

Название: Вам и не снилось...
Год: 1981
Режиссер: Илья Фрэз
В ролях: Татьяна Аксюта, Никита Михайловский, Елена Соловей, Ирина Мирошниченко, Лидия Федосеева-Шукшина, Альберт Филозов, Татьяна Пельтцер, Руфина Нифонтова, Евгений Герасимов


«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…»
Повесть о любви, снятая Ильей Фрезом, не такая печальная, как творение Шекспира, но без слез не обойдется. А вспомнил я эту фразу из бессмертного произведения по одной причине. В названии первоисточника, повести Галины Щербаковой «Роман и Юлька», по которому был снят фильм, киношные начальники усмотрели «замах на нашего Вильяма, понимаешь, Шекспира». Поэтому Юлию (Джульетту) срочно переименовали в Катю. Почему не тронули Романа (Ромео), история умалчивает.
Теме любви в кино столько лет, сколько и самому кино. Но за все эти годы никому и в голову не приходило сказать, что тема эта исчерпала себя. Она бесконечна и закончится только вместе с нами, с людьми. Самое приятное было то, что чувства, которые я испытал после вчерашнего просмотра этого фильма, совершенно не изменились за 30 лет после первого просмотра. Разве что больше стал понимать взрослых героев картины.
История любви Ромы и Кати стара как мир и в то же время нова, как будто видишь это в первый раз. Бесподобная игра Тани Аксюты и Никиты Михайловского никого не оставит равнодушным. Никите на момент съемок было всего 16 лет, а Тане -23. Он снялся до этого в нескольких эпизодах, а она – окончила ГИТИС и уже была замужем. Но, глядя на их героев, никогда этого не скажешь. Та забота и внимание, которой Роман окружает свою возлюбленную, кажется нереальной. И в его поступках и словах нет ни капли фальши. Среди подростков не часто встретишь такого искреннего, не показного, проявления своих чувств. Одноклассники главных героев, эти великовозрастные вьюноши, которые с насмешками читают рецензию на вчерашний спектакль, паясничают перед фонарным столбом, в то же время неуклюже прячут влюбленных от матери Романа. С точки зрения сегодняшнего поколения, характеры героев, в том числе и их одноклассников, кажутся чересчур романтизированными. Скажете, такого не бывает. Бывает, вот только показывать свои лучшие чувства мы почему-то стесняемся.  Поцелуи взасос в метро и других людных местах я таковыми не считаю. Говорить добрые и ласковые слова, и не только возлюбленным, стесняемся или просто разучились. Мы порой даже не решаемся взглянуть в глаза друг другу.
Советское кино очень расточительно расходовало сценарный материал. Я бы даже сказал, транжирило. Того количества сюжетных линий, которые развивается на фоне отношений Кати и Романа, хватило бы на несколько фильмов, а в наше время на очередной сериал. Их количество просто зашкаливает для фильма самой обычной продолжительности. Великолепная Ирина Мирошниченко в роли мамы Кати, которая нашла свое счастье во втором браке, и при этом не потерявшая духовной связи со своей дочерью, как это иногда бывает в таких ситуациях. Она счастлива и искренне желает счастья своей дочери. Такое взаимопонимание и единение во взглядах матери и дочери на жизненные обстоятельства кажется просто невозможным. Помните фразу из сочинения героини фильма «Доживем до понедельника» - «счастье – это когда тебя понимают»? Так вот, Катя с такой матерью уже счастливый человек. И тут же, другие отношения матери с дочкой, учительница героев и ее мать. Как расцветает и оживает на глазах героиня Елены Соловей в воспоминаниях о своей первой любви, от которой ее «уберегла» мать. Можно понять и мать Романа (Лидия Федосеева-Шукшина) и его бабушку (Татьяна Пельтцер), которые своими действиями пытаются направить жизнь сына и внука в правильное, по их пониманию, русло. Легендарная Татьяна Пельтцер, по фильмографии которой можно изучать историю советского кино, как она великолепна даже в этой маленькой роли! О судьбе героини Леночки Соловей (ничего не могу с собой поделать, но для меня она всегда останется «рабой любви») вообще можно было создать отдельный фильм. Альберт Филозов, Леонид Филатов, Евгений Герасимов, сыгравшие роли мужа, любовника и отчима. Три разных мужских характера, каждый по своему интересен, они наполняют этот фильм жизнью. Отец Романа (Альберт Филозов) уютно себя чувствующий в той колее, что проложила ему его жена (Федосеева-Шукшина), пытается оживить свое удобное, но однообразное существование, воспоминаниями о прежней любви. Ни одного лишнего момента, каждый кадр притягивает ваше внимание. Немного неудачным, неразвернутым показался мне лишь персонаж Алены, одноклассницы героев, которая безуспешно пыталась обратить внимание Романа на себя.
Интересно, существовало ли в советском кино понятие «режиссерская редакция». Наверно, все-таки нет. А так еще хотелось побыть вместе с Катей и Романом и теми добрыми людьми, что их окружают. Уж очень быстро пролетают полтора часа фильма.
Закончу я все-таки шекспировскими нотками. Обаятельный и талантливый Никита Михайловский умер в 27 лет от лейкоза. Рядом с ним в последние годы жизни была его жена, звали ее – Катя.
Смотрите только лучшее советское кино!  

Комментариев нет:

Отправить комментарий