четверг, 22 сентября 2011 г.

"Жизнь и смерть Фердинанда Люса"


Наименование: Жизнь и смерть Фердинанда Люса
Режиссер: Анатолий Бобровский
Год: 1976
В ролях: Всеволод Сафонов, Донатас Банионис, Олег Басилашвили, Юозас Будрайтис, Екатерина Васильева, Александр Вокач, Олег Голубицкий, Николай Гриценко, Тамара Дегтярева, Евгений Евстигнеев, Михаил Жарковский, Борис Иванов, Александр Калягин, Игорь Кашинцев, Эве Киви, Эйнари Коппель, Раиса Куркина, Игорь Ледогоров, Василий Ливанов, Григорий Лямпе, Владимир Носик, Павел Панков, Михаил Погоржельский, Лев Поляков, Андрей Ташков, Евгения Ханаева, Суйменкул Чокморов, Виктор Шульгин, Р. Суита, Пак Чун Себ, Андрей Порошин




Лет через 20 после окончания второй мировой войны западногерманский капиталист Фридрих Дорнброк в тесном сотрудничестве с азиатскими коллегами пытается создать атомную бомбу. В это время сын Дорнброка и наследник промышленной империи Ганс узнает, что у его японской возлюбленной лейкемия вследствие ядерных бомбардировок Японии. В результате этого Ганс резко становится активным борцом с ядерным оружием и передает разоблачающие документы знакомому болгарскому журналисту. Журналист исчезает. Подручные сташего Дорнброка из числа фашистских недобитков, узнав о пацифистском заболевании Ганса, отравляют его на квартире режиссера Фердинанда Люса, куда он пришел, чтобы продолжить разоблачение своего отца. Подозрение падает на Люса. Но прокурор Берг, ведущий это дело, уверен в невиновности Люса. Из Москвы приезжает профессор Владимиров, широко известный в узких кругах как Максим Максимович Исаев, который выясняет, что болгарского журналиста похитили и, скорее всего, убили. Перед угрозой смещения со своего поста Берг передает материалы дела Люсу. В целях выяснения причин смерти Ганса Люс летит в Японию. Когда любопытство Люса начинает угрожать азиатским партнерам Дорнброка разоблачением их планов, его убивают. 
Нравится это кому-то, или нет, но сравнения с "Семнадцатью мгновениями весны" не избежать. Тем более, что фильм вышел спустя несколько лет после шедеврального фильма Лиозновой. Один автор, завершающая часть эпопеи о Максиме Максимовиче Исаеве… Скажу сразу, не получилось у авторов фильма не то что повторить, а даже приблизиться к успеху предыдущего фильма о Штирлице-Исаеве "Семнадцать мгновений весны". Что им в этом помешало, сказать трудно. Может первоисточник, роман "Бомба для председателя", слабее по интриге был. К сожалению, не читал, поэтому сравнивать не могу. Может серий не хватило. :) Может музыка Исаака Шварца не так сильно тронула сердца зрителей, как творение Микаэла Таривердиева. Стихи Булата Окуджавы конечно же прекрасны, но стихи Роберта Рождественского запомнились гораздо лучше, потому что песни из "Семнадцати мгновений весны" продолжили свою жизнь и после фильма. А может потому, что Всеволод Сафонов в роли Владимирова, против Вячеслава Тихонова в образе Штирлица все равно, что «плотник супротив столяра». Эти "может" можно продолжать без конца, если не прекратить сравнивать эти два фильма.
"Бомбу для председателя" с "Семнадцатью мгновениями весны" в их киношном воплощении связывает в основном только фигура Максима Максимовича Исаева. Да еще многострадальный физик Рунге, роль которого в обоих фильмах сыграл один и тот же актер Григорий Лямпе. В фильме Лиозновой Исаев – это наш советский разведчик, пусть и выдуманный, в глубоком тылу выполняющий архисложное задание. Боец невидимого фронта,
но именно боец, солдат. В "Жизни и смерти…" Исаев больше смахивает на постаревшего Шерлока Холмса, с которого стряхнули нафталин и отправили в загранкомандировку вспомнить молодость. Сафонов играет хорошо, но персонаж его, несмотря на виртуозное владение дедуктивными методами, мне был на редкость безразличен. За Максима Максимовича как-то обидно было. Впрочем, в фильме Бобровского фамилия Исаева вообще не упоминается, чтобы, очевидно, максимально дистанцироваться от творения Лиозновой. Это совсем другое кино. Да и Исаев-Владимиров здесь далеко не главный персонаж.

Политический детектив в частности, или кино на тему западной политики вообще, да еще и на основе такого добротного первоисточника, вещь крайне редкая в советском кино. Много вы вспомните фильмов такого жанра, снятых советскими кинематографистами? Мне на память приходит только «Вся королевская рать» с Георгием Жженовым, в основе которого опять же отличный литературный первоисточник. И оба этих фильма вызывают у меня схожие реакции, а именно, некоторое безразличие, отстраненность от происходящего на экране. Да и не наша это тема! Советское кино на тему западной политики не могло быть
идеологически не выдержанным. Оно должно было обличать. А то, что кино смотрят еще не только ради содержания, я понял намного позже. Это сейчас, посмотрев последнюю киноверсию «Всей королевской рати» с Шоном Пенном, я получил удовольствие от игры актеров. А вся эта мышиная возня за власть была чем-то совершенно непонятной тогда и очень-очень далекой сейчас. Кроме того, сюжет «Жизни и смерти…» мне очень сильно напомнил то время, когда газеты и программа «Время» усиленно запугивали нас возрождением неофашизма и происками американской военщины. Мы делали вид, что боялись, и продолжали жить своей жизнью. Потому что, если бы мы верили каждому напечатанному или произнесенному слову, то от страха можно было загреметь в дурдом. Так и этот фильм пытается показать нам гнусную сущность недобитых фашистов, которые рвутся к ядерной бомбе. Но у нашего времени свои страхи, причем более реальные, чем «бомба для председателя». Это терроризм, который используя современные технологии, действительно может создать что-то похожее на ядерную бомбу. Поэтому происходящее на экране воспринимается мной без особого интереса.

Совмещение в одном лице автора литературного первоисточника и сценария картине на пользу не пошло. Если авторы хотели экранизировать роман, количество серий надо было увеличивать, а для остросюжетного политического детектива по мотивам – сокращать. Постановка откровенно слабая. Более слабая из пересмотренного в последнее время была только в «Бархатном сезоне». Режиссер аккуратно воплощает на экране переработанное автором произведение. Но показано это очень скучно. От желания выключить телевизор останавливает только авторитетное имя автора сценария и удовольствие, полученное от некоторых актерских работ. Фильму явно не хватает динамизма. Некоторое оживление сюжета к концу фильма уже ничего не меняет.
Особое неприятие вызывает история, послужившая отправной точкой всего сюжета. История Ганса Дорнброка в исполнении Юозаса Будрайтиса («Бархатный сезон»). Его резкое перевоплощение в активного пацифиста в связи со смертельной болезнью его японской подруги отдает конкретной фальшью. А методы его борьбы за нераспространение ядерного оружия очень напоминают бессмертный поступок Павлика Морозова.  
Украшением фильма является прокурор Берг в исполнении Павла Панкова. Если кто в фильме и борется с неофашистами, то это именно он. Пока Люс занимается самоанализом и воспоминаниями, Берг распутывает клубок преступлений ниточкой, к которому стало убийство  Ганса Дорнброка. И делает он это очень энергично. Когда он появляется в кадре, развитие сюжета оживает на глазах. Павел Панков был известен в основном как актер театра, где он начал выступать еще до войны. Играл в основном комедийных персонажей. Его визитной карточкой в кино стала роль хамовитого соседа старой учительницы, к которой приходит в гости персонаж Аркадия Райкина («Волшебная сила искусства»). Роль прокурора Берга открыла для кино нового Панкова. Но через год после выхода фильма он скончался.
Мне всегда доставляло удовольствие наблюдать за героями Донатаса Баниониса. Даже в маленькой роли он запоминается. Помните священника, который расплачивается с Юрием Деточкиным рублевками за украденный автомобиль в фильме Рязанова «Берегись автомобиля»?  Роль Фердинанда Люса не лучшая в послужном списке Баниониса, хотя играет он, как и всегда, отлично. Вот только как обычно, говорит не своим голосом. Впрочем, как и Юозас Будрайтис. По отношению к герою Баниониса весьма неудачно название фильма. Еще не увидев героя, знать его экранную судьбу, согласитесь, не очень интересно. После того, как я понаблюдал за довольно скучным персонажем Баниониса, очень захотелось пересмотреть еще раз лучшие фильмы с его участием. Это, прежде всего «Мертвый сезон», «Солярис», «Бегство мистера Мак-Кинли» и фильм, который открыл советскому зрителю этого великолепного артиста, «Никто не хотел умирать».
Остальные киногерои совершенно ничем не запоминаются. Только один раз я встрепенулся, когда услышал знакомый голос. Когда голосом Георгия Буркова заговорил совершенно проходной персонаж – полицейский в участке. Известные и малоизвестные советские актеры и актрисы старательно изображают иностранцев, но получается очень неубедительно. Впрочем, когда западные артисты начинают изображать нас, получается еще хуже. Слабое утешение…
Смотрите только лучшее советское кино!

Комментариев нет:

Отправить комментарий