четверг, 1 сентября 2011 г.

"Наследница по прямой"

Название: Наследница по прямой
Режиссер: Сергей Соловьев
Год: 1982
В ролях: Татьяна Ковшова, Татьяна Друбич, Александр Збруев, Сергей Шакуров, Игорь Нефедов, Андрей Юрицын, Герман Шорр, Анна Сидоркина, Александр Пороховщиков, Сергей Плотников, Геннадий Корольков 



В третий раз Сергей Соловьев рассматривает тему о роли прекрасного в жизни подростков, о соотношении мира духовного и реального, о первой любви и предательстве. От великолепных "100 дней после детства" и очень хорошего "Спасателя" к странной "Наследнице по прямой". Как бы я не относился к заключительному фильму трилогии Соловьева о подростках, но не могу не согласиться с общим мнением, что эти фильмы, пожалуй, лучшие в творчестве режиссера.
Немного нескладная, картавая, по-взрослому самостоятельная девочка-подросток Женя (Татьяна Ковшова) не мыслит своей жизни без Пушкина. Проявив удивительные в ее возрасте познания в области генеалогии, она приходит к выводу, что является прямым потомком великого поэта. Подтверждением этого является письмо, якобы написанное Александром Сергеевичем к согрешившей с ним прапрабабке Жени. Блажен, кто верует...
Всю эту историю Женя выкладывает сыну приехавшего к ним друга отца 18-тилетнему московскому балбесу Володе (Игорь Нефедов). Балбес, это самая мягкая характеристика, которая напрашивается после первого же его появления в кадре. Развязная речь, туповатые шуточки. Почему Женя вдруг полюбила этого недалекого студента, изображающего роль остроумного московского модника, мне совершенно не понятно. С ее то чувством прекрасного и возвышенного, подкрепленного бессмертными пушкинскими строками и образами. Может быть, потому что в отличие от Жениных родителей, похожих на манекены, сидящие перед телевизором, он - первый, кто хотя бы для виду поверил в ее родство с Пушкиным? Мотылек, мотылек, куда же ты летишь?
Трудно понять взаимосвязь Жениного мира, где она говорит с Пушкиным (Сергей Шакуров), и реального мира, где она, говоря современным языком, тусуется с Володей. Она пытается привнести в этот мир, что-то из своей выдуманной действительности, показывая Володе полуразрушенный дом, где, исходя из ее изысканий, Александр Сергеевич встречался с ее прапрабабкой. Но реальность для Володи привлекательнее...
Реальность проявляется в виде приезжей певицы Валерии (Татьяна Друбич), которая устав от исполнения слащавых пустых песенок (живьем поет бедная, не под "фанеру"), обращает внимание на находящегося в зале Володю, очень похожего на молодого Джо Дассена. После чего скучающая певица начинает самым откровенным образом "клеить" "Джо Дассена" не обращая внимания на маленькую Женю. Володя, быстро выйдя из мира поэтических и генеалогических фантазий, вспоминает про «естественные биологические потребности». Причем и Володя и Валерия не скрывают отсутствие каких-либо чувств по отношению друг к другу. Но для Жени любовь к Володе не игра, это по настоящему. То, каким образом она пытается вернуть внимание Володи, можно назвать юношеским экстремизмом. И только удар кулаком в область вершины этого странного треугольника, который наносит то ли директор Валерии, то ли просто ее "товарищ по работе" (Александр Збруев), приводит всех участников этой странной истории в первоначальное состояние. Валерия продолжит свой гастрольный тур по курортам Черного моря, Володя отправится зализывать раны в Москву, а Женя вернется в свой мир, где ее ждет Пушкин.
Лучше бы трилогия оставалась дилогией. Соловьев снимает очень разное кино. И не только по жанру, но и по качеству. Во время просмотра периодически хотелось крикнуть "не верю" или спросить "а причем тут собственно Пушкин?".
Больше всего жаль Сергея Шакурова. После двух великолепных ролей в "100 днях после детства" и в "Спасателе" здесь ему явно не нашлось места. Но момент, когда Пушкин просит погадать ему на "Евгении Онегине". порадовал. Идея с гаданием, пожалуй, главная находка в фильме.
Исполнители детских и юношеских ролей, как и в первых двух фильмах трилогии, на высоте. Умеет Соловьев работать с детьми в качестве актеров. Этого у него не отнять. Для Тани Ковшовой это была единственная роль в кино. И очень жаль, что не сложилась жизнь у Игоря Нефедова.
К творчеству Татьяны Друбич я всегда относился с предубеждением. Ну, не актриса она! И не только потому, что у нее нет актерского образования. В советском кино и театре есть примеры, когда без окончания актерских курсов и учебных заведений артисты добивались признания. Как, например, ушедшая из жизни несколько дней назад Ия Саввина. Соловьев назначил Друбич своей музой и, постоянно снимая ее в главных ролях в своих фильмах (даже после развода с ней), пытается поддерживать этот статус. Когда используются ее внешние данные, как, к примеру, в "100 днях после детства", то это срабатывает, но когда она начинает двигаться и говорить.... Вспомнился фильм Говорухина "10 негритят". Как же бледно играла Друбич на том звездном актерском фоне.
Кто однозначно понравился, так это Александр Збруев! Циничный, прагматичный "товарищ по работе", который понимает и Женю, и Валерию, и Володю. Маленькая, но отличная роль.

Смотрите только лучшее советское кино!

1 комментарий: