суббота, 30 июля 2011 г.

Когда я вырасту и стану великаном...

Наименование: Когда я стану великаном
Режиссер: Инна Туманян
Год: 1978
В ролях: Михаил Ефремов, Наташа Сеземан, Лия Ахеджакова, Инна Ульянова, Марина Шиманская, Олег Ефремов, Владимир Качан

Великолепная история первой любви, на основе бессмертного «Сирано де Бержерак» Ростана. Маленький Петя Копейкин среди своих высоких одноклассников выделяется сразу. Это сгусток энергии, организатор, вдохновитель и исполнитель в одном лице. Его появление на школьном спектакле, который он успешно срывает, притягивает к нему внимание и не отпускает до конца фильма. И в то же время он рыцарь, готовый к самопожертвованию ради своей возлюбленной, которая видит в нем только соседского мальчишку, давнишнего приятеля. Он снова и снова пытается пробиться к сердцу Маши Горошкиной, но она не замечает никого, кроме долговязого Кристаллова. Эх, Маша, Маша. Говорил же тебе Петя, что дураки бывают не только круглыми, но и длинными. Вот такие они женщины. Говорят, что любят ушами, а выбирают глазами. В конце концов, до нее дойдет, что всю свою жизнь (или учебную четверть) она любила не того. Но и Петя прозреет и поймет, что Горошкина не тот человек, которому нужно посвящать свои стихи. Даже если она их заучивает наизусть. И вообще, никакая она не Горошкина, а самая что ни на есть Морковкина, даже, не побоюсь этого слова, Редискина! Поэтому Петя не откроет ей дверь лифта, несмотря на ее по-щенячьи преданный взгляд.
Пересказывать этот фильм – дело безнадежное. Ну как можно рассказать о первой подростковой любви! Это надо видеть и чувствовать. А еще надо уметь слушать и слышать. Этот великолепный фильм стоит у меня рядом с «Вам и не снилось». Мне кажется, что перед «Когда я стану великаном» будет совсем нелишним пересмотреть и «Сирано де Бержерака». Я как раз в таком порядке и смотрел.
Фильм – бенефис молодого Михаила Ефремова. Хотя о каком бенефисе может идти речь в 15 лет. То, что вытворяет в кадре младший Ефремов (а в фильме снялся и его отец – знаменитый Олег Ефремов), можно назвать фонтаном, взрывом эмоций. Я смотрел и не мог поверить своим глазам. Конечно, Михаил вырос в очень известной артистической семье, успел до этого фильма сняться еще в двух, выходил на сцену МХАТа. Но то, как он исполняет роль современного Сирано в декорациях обычной школы, просто завораживает. Перед нами совсем не ребенок. Что это, талант режиссера или талантище молодого Ефремова? Стихи в его исполнении хочется слушать снова и снова. «Курочка Ряба» исполненная разными стилями – просто шедевр. После выхода фильма все твердили о том, младший Ефремов переиграл здесь старшего. На мой взгляд, совершенно бесполезный разговор. У Олега Ефремова роль эпизодическая и сыграл он ее на своем уровне. А вот роли одноклассников Пети теряются на фоне игры младшего Ефремова.
Порадовала Лия Ахеджакова в роли учительницы английского Джульетты Ашотовны. Немножко рассеянная, отзывчивая, добрая, беззащитная… Невозможно остаться равнодушным, глядя как она перевоплощается в шекспировскую Джульетту, читая ее монолог на английском языке, и как спускается потом с «балкона». Не совсем уместной и затянутой показалась мне лишь сцена в квартире Джульетты.
Обидно за сегодняшнего Михаила Ефремова. То, в чем он сейчас снимается, не вызывает никаких положительных эмоций. И отрицательных тоже. Тратить свой талант на совершенно проходные роли непростительно.
Ну почему сейчас не снимают такое кино? Не выгодно? Дети не те? Разучились?


Смотрите только лучшее советское кино!

Комментариев нет:

Отправить комментарий