пятница, 16 сентября 2011 г.

"Бархатный сезон"

Наименование: Бархатный сезон
Режиссер: Владимир Павлович
Год: 1978
В ролях: Татьяна Сидоренко, Валентина Игнатьева, Сергей Бондарчук, Юозас Будрайтис, Игорь Васильев, Александр Вокач, Николай Крючков, Александр Лазарев, Альгимантас Масюлис, Лев Поляков, Виктор Филиппов, Юрий Яковлев, Ирина Скобцева, Иннокентий Смоктуновский



«Акела промахнулся, Акела промахнулся…» говорил я себе после просмотра фильма. А если точнее, то эта мысль пришла мне в голову еще во время просмотра фильма. Честно признаюсь, клюнул на звездный актерский состав. Такие имена! Заинтересовало и то, что это совместный советско-швейцарской фильм. Никогда бы не подумал, что в Швейцарии еще и фильмы снимают. Я думал, что там одни банки и горнолыжные курорты. Похоже, что участие швейцарской стороны выразилось в предоставлении для съемок какого-то курорта, где съемочная группа разнесла в конце фильма какую-то кафешку. Это не фильм, это коктейль какой-то из несовместимых ингредиентов. Гражданская война в Испании, дети республиканцев, курорт, велогонка, конкурс красоты, фашисты с местным фюрером, песни и танцы, заложники и в конце фильма, как в трагедии Шекспира, куча трупов. Теперь я знаю, что у лучших советских актеров (и режиссеров - Сергей Бондарчук) попадались роли, за которые им, наверно, было стыдно до конца жизни. Создается впечатление, что советские киноначальники отобрали группу заслуженных деятелей кино для служебной командировки за границу. Чтобы совместить приятное с работой. Кто жил в те времена, тот знает, какая это былудача - попасть в загранкомандировку. Работа работой, но только назвать эту киноподелку искусством язык не поворачивается.Зачем был нужен этот совместный проект мне совершенно непонятно. В наивном и немного шаблонном «Маленьком беглеце» хоть какой-то смысл был. Пусть весьма прямолинейно и примитивно, но была показана широта души советского человека, дружба и взаимовыручка. Да, это был явный идеологический заказ. И хотя  некоторые моменты вызывали усмешку, в целом фильм был очень добрый и нес позитивный заряд.
В «Бархатном сезоне» речь также идет о помощи детям. Бывшие бойцы интербригады осенью 1938 года хотят помочь представителям Красного креста переправить 12 детей республиканцев, оказавшихся в городке неподалеку от франко-испанской границы, на остров Корсику. Им помогает местная певица Лиз (Валентина Игнатьева), которая сбежала из своей богатой семьи, чтобы стать самостоятельной и независимой. Но властям города не до детей. У них велогонка, конкурс красоты и казнь местного предводителя фашистов. Местные фашисты, готовящие освобождение своего главаря, между делом пакостят людям, сопровождающим детей. В город прибывает семейство Бондарчуков (Сергей Бондарчук, Ирина Скобцева, Алёна Бондарчук), которое играет роль семейства Бредвери. Того самого семейства, из которого сбежала не в меру эмансипированная Лиз. Впрочем, чтобы зритель не забывал, что речь идет о спасении детей, авторы картины приводят Лиз в дом, который стал для них прибежищем. Там Лиз развлекает детей подарками и совместным пением. Кстати, после оооочень серьезного разговора со своим отцом, Сергеем Бондарчуком мистером Ричардом Бредвери, Лиз опять исполняет очень игривую песенку, но уже со своей сестрой. А папа с мамой танцуют и даже подпевают.
Вообще, обилие песенных и танцевальных номеров в фильме делает его временами похожим на мюзикл. По всей видимости, это должно было как-то привлечь западного зрителя. Наш зритель шел, прежде всего, на имена, знаковые для советского кино. Если авторы таким образом хотели обличить беспечную перед надвигающейся фашистской чумой буржуазию, то меня это совсем не убедило. На маленький концерт в фильме, как мне кажется, ушла львиная доля бюджета фильма. В некоторых номерах я увидел явное подражание «Кабаре». Но номер с молодой Ларисой Долиной, загримированной под мулатку, порадовал. Нравится мне ее голос.
Лиз, как и предполагалось, победила на конкурсе, после чего испортила праздник всей публике, выведя на сцену испанских детей. Или она действительно хотела, чтобы зрители им поаплодировали, или хотела организовать сбор средств на билеты детям до Корсики, я так и не понял, хотя пересмотрел эпизод несколько раз. На следующее утро отцы города, мучаясь головной болью после вчерашнего фиаско, пошли смотреть велогонку, а детишки со своей сопровождающей отправились на морвокзал. Хотя капитан Бур (Николай Крючков) и не обещал доставить их на Корсику. В это время местные фашисты, которые постоянно ходят вместе, разве что не строем, и синхронно меняют свои наряды, захватывают морвокзал с пассажирами и детьми в качестве заложников. В том числе и семейку Бредвери, которым захотелось покататься по морю по случаю завершения бархатного сезона вместе с высланной за вчерашнюю выходку Лиз. И требуют отдать им своего минифюрера вместе с его головой, которую местные власти собирались отделить от туловища сразу после награждения победителей велогонки. Власти поупирались, но когда интербригадовцы устроили перестрелку с фашистами, быстренько передумали и отпустили осужденного и даже самолет подогнали. Недобитые фашисты, захватив с собой раненую Лиз и ее отца, быстренько взлетели. Но Лиз, как бы из последних сил, достала припрятанный пистолет и начала палить из него в сторону пилота. После чего самолет задымил, словно подбитый, и, не дотянув до земли, взорвался в воздухе. Это был апофеоз бестолковости фильма! А дети? После того, как капитан Бур понял всю глубину подлости фашистов и получил радиограмму о смерти друга, он повернул на Корсику.
Дети в этом фильме кажутся каким-то инородным объектом. Жизнь приморского городка, конкурс, песни, развлечения местной буржуазии занимают в фильме основное место и срежиссированы вполне сносно. Но когда начинаются телодвижения интербригадовцев и представителей Красного креста, а также примкнувшей к ним Лиз, все наполняется какой-то фальшью и неестественностью. А пафосность речей и поступков Лиз, и не только в сцене с конкурсом, валит просто наповал своей недостоверностью. Дочка миллионера, выступающая в варьете. Ну, не верю я ей, хоть режьте меня!
Постановка ужасная. Я был очень удивлен, когда узнал, что Павлович – югославский режиссер. Актеры, конечно, стараются, но при таком ужасном сценарии ничего особенного сделать не могут. Персонаж Бондарчука словно из куска ДСП выпилен. Когда он высокомерно высказывает отношение к набравшему силу фашизму, у меня складывается впечатление, что он вспоминает курс истории КПСС. Ирина Скобцева и Алёна Бондарчук в этом фильме присутствуют исключительно в качестве платного приложения к своему мужу и отцу. Да и играть им здесь собственно нечего.
Как это ни прискорбно, но положительные, я бы даже сказал, героические персонажи получились самыми неудачными. И дело даже не в оригинальном решении режиссера назначить на роль единственного русского, Николая Шухова, литовца Юозаса Будрайтиса. Какие то они неестественные, неживые, неправдоподобные. Как будто сошли с плаката и плакатным языком же и говорят. Если бы поменьше времени было уделено красоткам варьете и конкурсу, наверно, появилось место и время для более полного развертывания характеров этих героев. Альгимантасу Масюлису проще всего. Сколько себя помню, он всегда таких злодеев играл. Здесь в тонкости душевного устройства вдаваться не надо. Свирепо глазами позыркал и образ готов. Правда, штампы в актерской профессии вряд ли добавляют мастерства.
Приятно было увидеть старожила советского кино Николая Крючкова в роли старого морского волка. Тракторист, танкист, летчик, морской капитан из него великолепный. Но когда он вслух начинает мучаться совестью, перестаешь верить его герою. "Если капитан пьет, значит все в порядке. Но если капитан надирается..." то все совсем наоборот. Мощный монолог! Создается впечатление, что авторы фильма сделали набросок этого персонажа, а закончить его то ли времени, то ли способностей не хватило. Это также относится и к персонажам Будрайтиса и Лазарева. 
Некоторое оживление в фильм внес Виктор Сергачев в роли предводителя фашистов Жоржа Гринье. Избавившись от гильотины, Гринье обрел дополнительный заряд красноречия, чем даже начал раздражать своего подручного Бернарда в исполнении Масюлиса. Его зловеще-комическое выступление при освобождении одна из немногих, если не единственная, удачная сцена в фильме. Повеселил разговор двух дамочек в толпе зевак.
- Да это же Дуглас Фербенкс!
- Актер?
- Я его сразу узнала.
- Нет, это убийца.
Причем последняя фраза произносится очень серьезным человеком с таким одухотворенно-возвышенным выражением лица, что не знаешь даже, как реагировать на сказанное.

И, пожалуй, самый удачный персонаж получился у Иннокентия Смоктуновского («9 дней одного года»). На фоне всех остальных. Его комиссар, в отличие от черно-белых отрицательных и положительных героев, не имеет четко обозначенных жизненных позиций. И, наблюдая за ним, каждый раз пытаешься понять, на чьей он стороне и что у него на уме. Это как загадка, ответа на которую не будет и после окончания фильма. Конечно, это далеко не самая лучшая роль Смоктуновского, но следить за поведением комиссара было намного интереснее, чем смотреть, например, абсолютно бездарную сцену попытки освобождения заложников.
Смотрите только лучшее советское кино!

Комментариев нет:

Отправить комментарий