воскресенье, 25 сентября 2011 г.

"Страх высоты"

Наименование: Страх высоты
Режиссер: Александр Сурин
Год: 1975
В ролях: Анатолий Папанов, Ирина Мирошниченко, Андрей Мягков, Владимир Зельдин, Жанна Прохоренко, Альберт Филозов, Ирина Резникова


Детектив, психологическая драма, психологический детектив... Не так важно, к какому жанру отнесут этот фильм специалисты. Кино бывает хорошим, плохим и американской молодежной комедией. :) Так вот этот фильм я отношу к хорошему кино, которое прежде всего надо слушать. Это еще одна картина из жизни научных работников, на этот раз, биологов. Здесь нет героизма, горения, как в знаменитых "9 днях одного года" Михаила Ромма. Это совсем другой взгляд на науку, на место человека в науке, на такие общечеловеческие черты характера, как честность, подлость, зависть.
В день защиты своей диссертации после банкета погибает молодой ученый Антон Тихомиров (Андрей Мягков). Все указывает на самоубийство. Следователь Мазин (Анатолий Папанов), пытающийся установить причину смерти Тихомирова, опрашивает его сослуживцев и знакомых. Постепенно перед ним вырисовывается образ человека, весьма нечистоплотного в своих поступках и отношениях с окружающими его людьми. Кто или что подтолкнуло Тихомирова прыгнуть с балкона своего квартиры?
Жертва, свидетели, испытывающие к ней неприязнь, следователь, перекрестные допросы и вскрывающиеся неприятные обстоятельства. Все это порой очень напоминало многочисленные английские детективы, где грызущиеся между собой наследники и случайные присутствующие ведут борьбу за жирное наследство. Ничего не могу с собой поделать, но эта аналогия постоянно приходила мне на ум. Детективная составляющая этой истории очень к таким сравнениям подталкивает. Неторопливый следователь, терпеливо распутывающий клубок противоречивых взаимоотношений, запутанных самим погибшим. Вот только делить нечего участникам этого события. Результаты открытия Тихомирова, наследие ученого, говоря высокими словами следователя, принадлежит народу, а не отдельной личности. К тому же, Инна Кротова (Ирина Мирошниченко), очень быстро признается, что успешная диссертация Антона полностью построена на открытиях ее отца.
Эта потрепанная старая тетрадка мне очень напомнила пустую бутылку из-под пепси, упавшую с неба возле стойбища бушменов в фильме "Наверно боги сошли с ума". Бесподобная комедия, если кто еще не видел. Уж очень нешуточные страсти разгорелись вокруг этой тетрадки. И совсем не комедийные. Эта тетрадка с неозвученными гениальными идеями профессора Кротова стала своеобразным детектором истинного характера любого, кто так или иначе соприкасался с ней. "Что такое хорошо, и что такое плохо", задумчиво цитирует Антон великого пролетарского поэта Маяковского. Вообще, в наше время глобального интернета и повального воровства чужих идей и контента как-то не принято широко обсуждать и громко осуждать тему плагиата или использования чужой интеллектуальной собственности. Да и что и с кем можно обсуждать, когда школьники, не научившиеся грамотно писать и культурно выражать словами свои мысли, чувства и желания, не знающие еще и слова такого "плагиат", активно черпают чужие знания из глубин всемирной сети и успешно выдают их за результаты своей умственной деятельности. 
Дочь Кротова, еще не до конца поняв ценность содержимого этой тетрадки, с легкостью отдает ее Антону. Ведь славы ее рано умершему отцу это не добавит, бросает она. То, что это возможно  было главным делом его жизни, своеобразным памятником на его могиле, ее совершенно не волнует.  Да и Илья Рождественский (Альберт Филозов), гневно обвиняющий Антона в плагиате, сам выдает себя завистью к его успеху. Понимаешь, что если бы тетрадка оказалась в его руках, угрызения совести его долго бы не мучили, и он использовал бы свой шанс не хуже Тихомирова.
И совсем одиозной фигурой в этой истории предстает Антон Тихомиров. Бросить жену с ребенком для того, чтобы "сыграть в любовь" с дочерью известного ученого, и получить результаты его многолетней работы. Как тут не провести сравнение с "чисто английскими убийствами", когда жертва зачастую оказывалась, мягко говоря, еще той сволочью. Его самоустройство в жизни очень напоминает историю жизни героя Михаила Ульянова  в фильме "Без свидетелей". Точнее, сюжет фильма Михалкова, снятого позже, напоминает некоторые моменты "Страха высоты".
Образ подлеца Тихомирова, созданный Андреем Мягковым, позволяет отвлечься от его всесоветско знаменитых персонажей из фильмов Эльдара Рязанова "Ирония судьбы...", "Служебный роман" и "Гараж". Я думаю, что не только у меня его имя ассоциируется, прежде всего, с персонажами из этих фильмов. При том, что в его альбоме есть великолепные образы Алеши Карамазова и Алексея Турбина. Исполнял он и роли Герцена, Аркадия Гайдара, и даже Ленина. Играет он отлично и его дуэт с Ириной Мирошниченко смотрится великолепно, но сам Антон Тихомиров в фильме представлен очень упрощенно. Создается впечатление, что авторы не решились уделить этому антигерою больше внимания и постарались заполнить пространство и время второстепенными персонажами, совсем необязательными в этом фильме.
Такими совершенно проходными персонажами является бывшая жена Тихомирова Ирина (Жанна Прохоренко) и его любовница Светлана Мешкова в исполнении Ирины Резниковой ("Отпуск в сентябре"). Сцена разговора в день защиты диссертации Ирины и Антона, держащего в руках авоську с двумя бутылками молока,  на фоне советского мирного трактора отдает такой махровой советскостью, что неприятно смотреть. Когда Антон в разговоре с Инной Кротовой небрежно говорит, что он бросил жену с ребенком, это производит более сильное впечатление.
Патриарх советского кино и театра Владимир Зельдин, сыгравший профессора Дягилева, здесь вообще в роли "свадебного генерала". По окончании я даже не смог понять для чего он был введен в этот фильм. Но самим Зельдиным я восхищаюсь. Начав с роли пастуха из знаменитого советского плакатного фильма о дружбе народов "Свинарка и пастух" еще в 1941 году он сыграл огромное количество ролей в кино и театре, и на 96-м году жизни продолжает сниматься. Узнав, что он сейчас занят в одном из телесериалов, я даже решил снять на время запрет на потребление телемыла, и посмотреть на экранного Владимира Зельдина еще раз. :) То, что это старейший советский и российский актер, вне всякого сомнения. Интересно, есть ли в мире действующие актеры в таком возрасте?
На мой взгляд, если бы авторы больше сосредоточились на треугольнике Антон - Инна - Илья, фильм получился бы гораздо более интересным. Люди разного положения, выросшие в одно время и в одном дворе, соперничавшие как Илья с Антоном с детства, на основе истории их жизни могло получиться другое кино. Чего только стоит злобное упоминание Антона о случае с маской в детстве, о котором у Инны осталось совсем другое воспоминание. Возможно, это была бы не детективная история. И не такая скучная, как эта. Впрочем, этот нудноватый стиль расследования, возможно, специально был выбран для того, чтобы избежать сравнения с раскрытием "чисто английских убийств". Вот только роль следователя Мазина, монотонно изображающего дедуктивный метод расследования, не добавит, говоря словами Инны, славы великолепному актеру Анатолию Папанову.
Смотрите только лучшее советское кино!

1 комментарий:

  1. Пожалуй, самым эффектным в этом фильме является только самое начало. Когда показывают играющего с бумажкой котенка и сразу же после этого кадра, падающий со страшным криком из окна многоэтажки человек (Мягков-Тихомиров). Дальше скукота с одной лишь интригой - узнать почему он свалился.

    ОтветитьУдалить