вторник, 26 июля 2011 г.

"Опасно для жизни!"

Название: Опасно для жизни!
Год: 1985
Режиссер: Леонид Гайдай
В ролях: Леонид Куравлёв, Георгий Вицин, Лариса Удовиченко, Владимир Носик, Татьяна Кравченко, Тамаз Толорая, Борислав Брондуков, Сергей Филиппов,  Нина Гребешкова



Говорить о советской комедии – это все равно, что говорить о вечном. Это наше все! В отличие от большинства советских фильмов комедии того времени широко известны не только пожилому, но и молодому зрителю. И это классно! Для того, чтобы получить прививку против сортирно-генитального юмора, которым нас сейчас усердно пытаются рассмешить, каждому начинающему кинозрителю необходимо в детстве (отрочестве, юности) пересмотреть «Кавказскую пленницу», «Бриллиантовую руку», «12 стульев» (но только не с А. Мироновым), «Операцию «Ы»», «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая, а также лучшие фильмы Эльдара Рязанова, Георгия Данелия. Так, как мы смеялись над собой, никто в мире больше не мог. Мы и сами сейчас над собой смеяться разучились. Вместо юмора – гэги, вместо шуток – камедиклаб.
Вспоминать лучшие фильмы Гайдая смысла нет. Их знают и помнят наизусть все, кто обращал внимание на советские комедии. Сегодня в поле моего зрения попал его фильм 1985 г. «Опасно для жизни!». К собственному стыду должен признать, что в свое время я, не помню по какой причине, его пропустил. Кроме того, после «На Дерибасовской хорошая погода…», вышедшей за год до смерти Леонида Гайдая, я разочаровался в нем. Но лучшие его фильмы, уж извините за пафосность, останутся со мной до конца моих дней.
Исключительно правильный, не терпящий вокруг себя никакого беспорядка Спартак Молодцов (Леонид Куравлёв) по дороге на работу обнаруживает оборванный электрический провод. Озаботившись безопасностью граждан, Молодцов организует охрану опасного участка с помощью самого себя. Но на работе его ждет масса посетителей, а без его визы новый начальник-бюрократ не ставит свою решающую подпись. Да и возле поста Молодцова бесконечно снуют разные люди, норовящие приблизиться к опасному проводу. Все эти люди бесконечно перемещаются, решая одни проблемы, и создавая другие. А тут еще сестра Молодцова (Лариса Удовиченко – настоящий секс-символ советского кино!) никак не решается сообщить ему, что она собралась замуж. Интересно, она от него что, благословления хотела? Все кончается хеппи-ендом, провод никого не убил, он вообще уже неделю обесточенным лежит (сатира на бесхозяйственность). Командировочные из разных углов и закутков Советского Союза поставили все подписи на своих заявках и, получив по ним пятеренки шестеренчатые (это из репертуара Аркадия Райкина, если кто не знает), разъехались по своим предприятиям. Сестра получила «добро» на счастливую семейную жизнь. И даже самому Молодцову наконец-то встретилась та, с которой он пойдет дальше по жизни. Не повезло лишь обаятельному пьяному сборщику пушнины (посуды) в исполнении Георгия Вицина, так он и не добрался до лучших образцов виноделия солнечной Грузии.
Обвинить меня в спойлерстве может только тот, кто никогда не смотрел Гайдая. В его фильмах главное не содержание, а… все остальное. Тон аннотации объясняется моим неоднозначным восприятием этого фильма. Я не считаю его плохим, и даже очень рекомендую для просмотра. Это фирменный стиль Леонида Гайдая, практически все эпизоды напоминают его «золотые» фильмы. Но вот герои! Какие-то они стали неживые, нереальные, надуманные. Основным достоинством фильмов Гайдая было то, что его персонажи напоминали нам соседей, сослуживцев, прохожих, т.е. были узнаваемыми героями. Здесь же он от этого отступил. Сам Молодцов напоминает карикатуру на педанта и зануду, явный перебор с «европеизацией» жениха его сестры, а образ подруги, на мой взгляд, совершенно провальный. Не оценил я и режиссерский ход с героиней Удовиченко. Воспринимаемая поначалу как жена Молодцова, в финале она оказывается его сестрой. Не понял! Наиболее приятное впечатление оставил персонаж Георгия Вицина. Как он борется с искушением!
Фильм можно и нужно смотреть. Хорошая советская комедия, без пошлости, без тортом по морде. Никогда не понимал, что в этом смешного. Вот только «На Дерибасовской…» можно пропустить.
Смотрите только лучшее советское кино!

1 комментарий: