вторник, 13 сентября 2011 г.

"Старший сын"

Название: Старший сын
Режиссер: Виталий Мельников
Год: 1976
В ролях: Евгений Леонов, Николай Караченцов, Михаил Боярский, Наталья Егорова, Владимир Изотов, Светлана Крючкова, Николай Никольский




Великолепная экранизация пьесы талантливого Александра Вампилова, трагически погибшего 17 августа 1972 года за 2 дня до своего 35-летия. Фильмы Виталия Мельникова «Старший сын» и «Отпуск в сентябре» (по пьесе «Утиная охота») – это золотой фонд советского кинематографа. Очень жаль, что сам Вампилов, произведения которого не допускались до широкого зрителя,  не дожил до воплощения своих работ на экране. Герои Вампилова, которого Википедия относит к представителям социалистического реализма, жили своей жизнью, а не общественной, решали свои проблемы, а не производственные. Может быть, поэтому цензура недолюбливала автора, а его пьесы не доходили до большой сцены. Очень уж у него реалистичный соцреализм получался. И без всякой руководящей роли партии и правительства. Если эта роль и присутствовала, то только в телевизоре в квартире у Зилова («Отпуск в сентябре»). Потому и персонажи его произведений и их мысли и поступки были узнаваемы и понятны. И такой соцреализм мне нравится.



Два случайных знакомых Владимир (Николай Караченцов) и Семен (Михаил Боярский) провожают девчат в надежде на продолжение знакомства с ними как минимум до утра. Когда девушки дали однозначно понять своим новоявленным ухажерам, что продолжения банкета не последует, они бегут на вокзал, чтобы проводить взглядом последнюю уходящую электричку. Песню со словами «опять от меня сбежала последняя электричка», которую очень душевно исполнял В. Трошин (и не только он), приятели явно не знали. Или не хотели «…по шпалам, опять по шпалам…». После чего они начинают весьма активно стучаться в окна домов граждан городка с целью получить ночлег. Ошарашенные граждане сопротивляются, и даже неуверенно вспоминают милицию. Эти два развязных молодых человека не знают даже, что действовать надо было постепенно. Например, как в той присказке, хозяйка дайте воды напиться, а то так есть хочется, что переночевать негде. Может быть, что-то и вышло.
В одном из дворов ребята, подслушав разговор соседей, узнают фамилию-имя-отчество хозяина квартиры, в которой еще горит свет. И тогда, совершенно неожиданно для самих себя, приятели решаются на откровенную авантюру. Они стучат в дверь, и один из них называет себя старшим сыном хозяина квартиры Андрея Григорьевича Сарафанова (Евгений Леонов). Давно известно, если врешь, то делать это надо очень уверенно. Ложь срабатывает! Андрей Григорьевич, вспомнив (или сделав вид, что вспомнил) свои похождения более чем 20-летней давности, признает в самозванце старшего сына.
Незваные гости в семье Сарафановых появились в довольно драматический момент жизни хозяев. Младший сын, Васенька Сарафанов (Владимир Изотов) срочно собирает рюкзак, чтобы отправиться на какую-нибудь стройку в Сибирь. Причем, без комсомольской путевки, добровольцем. К этому решению его подтолкнул последний разговор с Натальей, соседкой Сарафановых, в которую Васенька давно и безответно влюблен. То ли Наталье надоели неумелые ухаживания младшего Сарафанова, который намного младше ее, то ли она насмотрелась и наслушалась бракоразводных баталий, работая секретарем в суде, но она ясно дала понять, что Васенька не герой ее романа. После такого разговора тому словно крышу снесло и он решил броситься … Нет, не с моста в речку. В социалистическое соревнование! О чем тут же сообщил отцу. А куда бросаться современной молодежи в подобных случаях при таком застое в промышленности?
Дочь Сарафанова, Нина, тоже поставила отца в известность, что она покидает дом. С почти женихом и почти летчиком. Андрея Григорьевича, который без жены поднимал детей, действительно жаль. Вот уже много лет он скрывает от детей, что кларнетистом он работает не в филармонии, а на похоронах и в кинотеатре. А дети, щадя его самолюбие, скрывают, что они это знают. Впрочем, о каком самолюбии старшего Сарафанова может идти речь, если он для того, чтобы остановить Васеньку, идет упрашивать Наталью быть поласковее с его сыном.
И именно в этот момент в этом взбудораженном семействе появляется самозваный сын с приятелем и гитарой. Добрейший Андрей Григорьевич признает в нем своего сына. Для него игра на родственных чувствах вне пределов его понимания, поэтому он так легко поверил в Володину ложь.

История, начавшаяся как авантюра, имела совсем другое продолжение, которое планировали приятели. Володя, столкнувшись с доверчивой добротой этих простых людей, в течение одних суток меняется сам. Выросший без отца, он находит его в лице Андрея Сарафанова. И Василий с его юношескими поспешными телодвижениями становится для него действительно младшим братом. С его помощью Нина, особенно недоверчиво встретившая «брата», другими глазами увидела своего жениха. И только Семен продолжает авантюрную игру, находя в ней свои прелести, и ухлестывая за объектом Васиной любви. Вот только прозвище Сильва ему идет так же, как Татьяне Шмыге шляпа и очки Михаила Боярского.
Кто-то, возможно, увидит в Андрее Григорьевиче старого доверчивого дурня. Но не увидеть и не почувствовать его доброты, заботы и уважения ко всем окружающим его людям не сможет только самый законченный циник. Он жил все эти годы заботой о детях, он просто не может о них не заботиться. Отсюда его неуклюжий визит к Наталье по поводу Васеньки. Он понимает, что жизнь так устроена, что дети должны вылететь из гнезда. Остаться одному… Как это больно, когда вся жизнь была посвящена им. Потому то, он и не хочет слышать и верить в то, что кричит обозленный на Васеньку Семен с прогоревшими джинсами. Он не хочет терять только что найденного старшего сына.
Живущим сейчас, не понять людей той эпохи. Людей, которые не меряли свою жизнь рублями. Людей, которые заходили в гости просто так, без предупреждения за 1-2 недели. Мне этот фильм напомнил где-то, то ли слышанную, то ли прочитанную, фразу: «Лучше ошибиться в доверии, чем обидеть недоверием». Я не призываю всех жить по такому принципу. Слишком много сейчас появляется людей, стремящихся использовать чужую доброту и честность себе во благо. Поэтому давайте хотя бы не обижать и быть добрее к окружающим нас людям.
Я не устану повторять, что гениальный Евгений Леонов для меня является любимейшим актером советского кино. А ведь у него еще есть и театральные роли, с которыми я, к своему стыду , совершенно не знаком. Он не играет Сарафанова, он и есть сам Сарафанов. Добродушный, доверчивый, переживающий, страдающий, веселый Андрей Григорьевич. Даже совсем в другом образе главы семейства в фильме «Слезы капали» есть что-то от Сарафанова. А с каким восторгом и восхищением Евгений Леонов в письме к сыну писал о пьесе Вампилова. Когда читаешь эти строки, понимаешь, что в своего персонажа он вложил кусочек себя и своей души. Именно поэтому, роль Сарафанова в числе высших актерских достижений Евгения Леонова.
Благодаря этой экранизации большую известность получили и сыгравшие в ней Николай Караченцов, Михаил Боярский и Светлана Крючкова. А те, кто видит в Боярском только Д’Артаньна, тот скорее всего еще не видел «Старшего сына».
Смотрите только лучшее советское кино! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий