воскресенье, 7 августа 2011 г.

"Девять дней одного года"

Наименование: Девять дней одного года
Режиссер: Михаил Ромм
Год: 1961
В ролях: Алексей Баталов, Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Лаврова, Николай Плотников, Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков 

У каждого времени свои герои. Время первых полетов человека в космос вывело на первый план людей науки, без которых был бы невозможен ХХ век, каким мы его знаем. Для М. Ромма, лауреата пяти Сталинских премий, киноклассика ленинианы («Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году») это был не просто очередной фильм, это был отказ от прежних тем, героев. Герои фильма – люди модной тогда профессии. В фильме практически отсутствует сюжет. Есть только девять дней жизни и работы ученых, физиков-ядерщиков.  Сценарий неоднократно подвергался переработке в процессе съемки. Лучше всего о создании фильме сказал сам М. Ромм.
 «До «9 дней...» движущей силой картины, ее пружиной я всегда считал развивающуюся фабулу. В «9 днях...» движущей силой картины стала развивающаяся мысль».
По жанру фильм можно отнести к интеллектуальной драме. «9 дней…» по праву считаются одним из шедевров культурного наследия времен хрущевской «оттепели».
В результате очередного эксперимента физики Синцов и Гусев получают большую дозу облучения. Для Константина Синцова (Николай Плотников)  - это смертный приговор. Сильнейшая сцена в больнице, когда Синцов, словно боец в пылу атаки не заметивший полученного ранения, и рвущийся дальше в бой, отдает указания, что-то увлеченно пытается объяснить Гусеву. И вдруг понимает, что это все, и дальше он не пойдет. Осознание того, что цель всей жизни достигнута, но и жизнь при этом кончилась, гениально сыграно Николаем Плотниковым. Один эпизод, а перед глазами до сих пор стоит взгляд человека, смотрящего в пустоту, и в ушах звучит дрогнувший голос, просящий позвать жену.
Дмитрий Гусев скрывает от врачей, что у него это уже второе облучение. Он понимает, что ему от силы остался только год. Он не стоит перед выбором чему посвятить этот год. Смерть Синцова для Гусева не предупреждение, а передача эстафетной палочки. Он должен успеть. И этот год он посвятит достижению своей цели. И этот год Леля посвятит ему. Он любит ее, но понимая свою обреченность, старается удерживать ее на расстоянии, даже, несмотря на то, что они муж и жена. Пересказывать содержание фильма не имеет смысла, его надо смотреть и слушать, слушать и слушать. Да и как можно пересказать мысли и чувства героев, их взгляды на жизнь?  
Выход этой картины имел огромнейший резонанс, особенно среди научной интеллигенции. Создатели фильма присутствовали на различных дискуссиях, возникавших после просмотра фильма. Споры возникали по поводу образов двух типов современного ученого, которые на экране воплотили А. Баталов и И. Смоктуновский. И далеко не всегда типичным ученым 60-х признавали Гусева. М. Ромм вспоминал, например, что ученые Сибирского отделения АН СССР, где он присутствовал на обсуждении фильма, назвали именно Илью Куликова современным ученым начала 60-х годов. Обсуждали фильм не только в научных заведениях, но и на заводах, в прессе. Вы можете себе представить фильм, который бы вызвал такой резонанс сегодня?
Баталов до этого снялся в нескольких фильмах, из которых наибольшую известность ему принесла картина  «Летят журавли» М. Калатозова. Роль Дмитрия Гусева все критики считают вершиной в актерской карьере А. Баталова. Смоктуновский, у которого впереди были «Гамлет» Г. Козинцева и невероятное количество ролей, больших и маленьких, в кино и театре, стал широко известен зрителю после «9 дней…». Во многом  благодаря Баталову и Смоктуновскому в кино начало утверждаться определение «интеллектуальный актер».
 Каким должен быть современный ученый? Подвиг в науке, нужен ли он? Весь опыт советского кинематографа до этого воспевал героизм, самопожертвование. Гусев именно тот герой, образ которого создавался советскими режиссерами. Никакой личной жизни, никаких рыбалок и собираний грибов, которыми ему советовал заняться находящийся на краю жизни Синцов. Вперед и только вперед, еще один бросок и цель будет достигнута. Его не интересует моральная сторона цели, хотя он понимает, что его открытие может быть использовано и для блага человечества и для его уничтожения. Безумно жаль смертельно больного Гусева, когда он говорит Леле, что один путь проверен и осталось всего 99. И невозможно не восхищаться его одержимостью, целеустремленностью.
Другой взгляд на науку – друг Гусева Илья Куликов. Это не антиподы, они оба преданы науке, они друзья. Их дружбе не мешает даже выбор Лелей Гусева. Но в то же время это совершенно два разных типа сознания. В фильме больше внимания уделено Гусеву. Герои подобные ему были больше знакомы М. Ромму, и в том, что в фильме явно просматривается симпатия к его жизненной позиции, нет ничего удивительного. Но заслуга Ромма в том, что он впервые показал и таких героев, как Куликов. Герой без героизма.  Именно противопоставление таких людей, как Гусев и Куликов и было основой многих словесных баталий после выхода фильма. А ведь авторы и не планировали такое сравнение. По их мнению, они должны были дополнять друг друга. Они не соперники ни в личной, ни в профессиональной жизни. Куликов с его своеобразным юмором, интеллектом и умом не может не вызывать симпатии. Его житейская беззаботность, желание пофилософствовать, скучающий вид выдают в нем человека с благоустроенными детством и юностью, обеспеченным настоящим. Он легко переносит расставание с Лелей, и наметившийся в начале фильма любовный треугольник распадается. Он не спешит. В отличие от Гусева у него впереди целая жизнь. Герой Смоктуновского уравновешивает драматическую линию героя Баталова. Сам Смоктуновский позже жаловался, что для его роли в фильме было слишком мало материала и образ Куликова выглядит незаконченным.
Для Татьяны Лавровой, сыгравшей Лелю, этот фильм принес известность и стал лучшим в ее кинокарьере. На фоне Гусева Леля выглядит самым обыкновенным человеком. Благодаря Леле герой Баталова выглядит не только одержимым ученым, но и живым человеком. Почему Леля оставила душевного, умного, ироничного, воспитанного Илью и посвятила этот год Мите, который порой ее не замечает? Только потому, что по-прежнему любит его? Или потому что Илья, старательно обходящий все неприятности, так и не решился объявить своему другу о предстоящей свадьбе с Лелей? По отношению к Илье ее возвращение к Гусеву выглядит жестоко. Но и Гусев при этом не выглядит счастливым, даже на собственной свадьбе.
Отлично смотрятся в своих маленьких ролях Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков и другие актеры, играющие роли сотрудников. Сцена свадьбы, похожая на интеллектуальные посиделки или диспут, показывает физиков обычными людьми, романтиками, мечтателями, готовыми хоть сейчас махнуть в космос на 500 световых лет от Земли. И ничего, что это выглядит сейчас немного наивным.
Центральным эпизодом в фильме является сцена в ресторане, своеобразная дуэль Гусева и Куликова. «Боже, до чего же они оба умные. Просто тошнит». Личная жизнь, работа, взгляды на место науки в современном мире сошлись посреди огромного зала забитого людьми, которых, благодаря великолепной съемке, совершенно не замечаешь. Гусев, только что вышедший из больницы, полон сил, рвется в бой. В последующих эпизодах будет четко видно, как эти силы уходят из него.
М. Ромм снял гениальное кино. Жаль, что многие сейчас видят в нем лишь «производственную» драму, выискивают идеологические мотивы. Насмотревшись нарисованных с помощью компьютера интерьеров, морщат нос в сценах в лабораториях института. Когда фильм вышел на экраны, сотрудники институтов соответствующего профиля спорили о том, где этот фильм снимался. Настолько точно, по их мнению, совпадало строение пультовой с настоящей.
Сейчас, особенно после Чернобыля и Фукусимы, нам трудно понять тех людей, которые верили, что управляемая термоядерная реакция приблизит их к коммунизму. Но фильм не о плазме или термояде, а о людях, об их мыслях и чувствах, об их отношении к своему делу.
И мне кажется, что именно из таких как Илья Куликов впоследствии появился Андрей Дмитриевич Сахаров. Недаром герою Смоктуновского крепко досталось во время обсуждения «9 дней..» в 1962 г. на страницах журнала с героическим названием «Октябрь». Я так и не смог вспомнить, в каком советском фильме был еще такой же персонаж.

Смотрите только лучшее советское кино!

Комментариев нет:

Отправить комментарий