четверг, 18 августа 2011 г.

"Июльский дождь"

Название: Июльский дождь
Режиссер: Марлен Хуциев
Год: 1966
В ролях: Евгения Уралова, Александр Белявский, Юрий Визбор, Евгения Козырева, Александр Митта, Илья Былинкин, Юрий Ильчук, Алла Покровская, Борис Белоусов, Валерия Бескова, Валентина Шарыкина, Виталий Беляков



Так сложилось, что имя Марлена Хуциева для меня было связано до сих пор только с хрестоматийной «Весной на Заречной улице». Поэтому «Июльский дождь» это фактически первое знакомство с его творчеством. По молодости лет я пропустил самые известные фильмы Хуциева «Мне 20 лет» («Застава Ильича») и «Июльский дождь». Позже их старательно предавали забвению. Поэтому будем заполнять пробелы в знании истории советского кинематографа сейчас.
После просмотра сразу вспоминается «9 дней одного года» М. Ромма. Тем более, что оператор в этих фильмах один и тот же. Как и фильме Ромма у Хуциева практически отсутствует сюжет, не происходит каких то значимых событий. Героям обоих фильмов по 30 или чуть больше. Оба фильма можно отнести к «шестидесятническим», и не только по времени съемок, но и по форме, по внутреннему содержанию.Героиня «Июльского дождя» Лена (Евгения Уралова) пересматривает свои жизненные позиции, свое отношение к любимому человеку. Вроде бы ничего необычного, человеку с возрастом свойственно менять свой взгляд на окружающий его мир. Переоценка жизненных ценностей не начинается внезапно, словно грипп. Что нас к этому подталкивает, сказать точно вряд ли кто сможет. Возможно, для Лены это была случайная  встреча во время июльского дождя с Женей (Илья Былинкин), который по рыцарски  предложил ей доспехи пиджак в качестве зонта.


Продолжившееся знакомство в виде телефонных разговоров помогает Лене по другому взглянуть на свою жизнь. Телефонный разговор это не чат в интернете, здесь важны не слова, а интонация. Невидимому собеседнику или случайному попутчику легче излить сокровенные мысли или накопившиеся наблюдения. Ведь завтра ты с ним скорее всего не встретишься, не услышишь. А как же Володя (Александр Белявский), с которым у Лены судя по всему полное взаимопонимание? Антимагнитный, морозоустойчивый, водонепроницаемый, антикоррозийный Володя, которого можно запускать в космос без риска, что он сгорит в плотных слоях атмосферы. А может быть все эти характеристики можно заменить одной – инертность? Не вступающий в реакции, конфликты, не способный разделить радости и горести, не говоря уже о мыслях, близкого человека. Может быть это способ защиты своего маленького мирка от большого и не всегда удобного и приветливого мира? Он инертен даже с человеком близким ему и любящим его. «Давай сходим в это учреждение, где делают людей счастливыми…» Сколько же лет понадобилось Лене, чтобы понять Володю?

М. Хуциев снял вневременное кино. Этот фильм, как и «9 дней…» относится к жанру интеллектуального кино, зарождение которого непосредственно связано с хрущевской «оттепелью». Я не буду называть его ни гениальным, ни затянутым, ни эстетским, хотя и то, и другое, и третье в фильме присутствует. Особенно уникальны, на мой взгляд, уличные съемки, вставки документальных кадров. Много восторгов приходилось слышать по поводу видов Москвы, увековеченных Хуциевым. У меня они вызывают совсем другие чувства, горечь и зависть. Советский и постсоветский зритель не только ведь из москвичей состоял. И этот зритель видел совсем другие «красоты». А вот лица молодых людей в финале фильма меня озадачили. Такое впечатление, что они передовицу в «Правде» читают, причем с целью заучить ее наизусть.
Если у героев «9 дней…» в жизни зримо или незримо присутствует работа, то в фильме Хуциева работа где-то далеко, на заднем плане. Хотя именно с работой главной героини связан эпизод, запомнившийся мне. Типографский станок, безостановочно печатающий шедевры мировой живописи, словно трактор, несущий искусство в массы.
Хуциев снял кино не похожее ни на один советский фильм. Его часто обвиняют в подражательстве итальянскому неореализму. Если даже это так, то я предпочту неореализм Хуциева фальшивому соцреализму. Фильм порой тяжел для восприятия. Мы не привыкли или разучились выражать свои мысли и чувства таким количеством слов, как герои фильма. Да и мысли и эмоции у нас порой какие-то куцые, сокращенные.  Этот фильм надо смотреть и второй, и третий раз. А лучше даже не смотреть, а слушать и пытаться услышать.
Отдельно хочется вспомнить о первой роли Юрия Визбора, моего любимейшего исполнителя авторской песни. Если бы не этот фильм, он бы так мне и запомнился Борманом, говорящим голосом другого актера, из «Семнадцати мгновений весны». Мне очень понравился Алик в исполнении Визбора. Такое легкомысленное имечко ему, фронтовику, решили, по-видимому, дать из-за любвеобильности его героя. Весьма неудачно на мой взгляд. Таким собирательным именем у нас обычно называли неуправляемых любителей «зеленого змия». Особенно впечатляет его рассказ о сирени на пикнике взрослым людям, которые только что играли в игры школьников. А его оценки жизненной позиции Володи помогли Лене другими глазами взглянуть на когда-то близкого ей человека. Про песни в его исполнении могу сказать, дополнив Андрея Макаревича. «…Когда мне грустно в старом доме, я сажусь у третьего окна…» и слушаю Юрия Визбора.
Смотрите только лучшее советское кино!

Комментариев нет:

Отправить комментарий