воскресенье, 10 июля 2011 г.

"Отпуск в сентябре"

Название: Отпуск в сентябре  
Год: 1979 
Режиссер: Виталий Мельников
В ролях: Олег Даль, Ирина Купченко, Ирина Резникова, Наталья Гундарева, Наталья Миколышина, Юрий Богатырев, Геннадий Богачев, Николай Бурляев, Евгений Леонов



И снова экранизация пьесы. "Утиная охота" Александра Вампилова. Учитывая, что пьеса была под запретом в те времена, ее экранизацию можно по праву считать маленьким чудом. Правда, фильм снятый в 1979 г. показан был только в перестроечном 1987 г. Спустя 6 лет после смерти исполнителя главной роли - Олега Даля. В этом году ему исполнилось бы 70 лет... В моей памяти он навсегда останется молодым, обаятельным, интеллигентным до аристократичности, невероятно талантливым актером. О его сложных отношениях с собратьями по цеху много говорят, но для советского зрителя это был всенародный любимец. 
Очень многое в жизни Зилова, которого сыграл Даль, совпадает с жизненными обстоятельствами актера. Пристрастие к спиртному, неудачи в браке, сложные отношения с окружающими, самоедство. Говорят, что актер играл самого себя. Может быть... Может быть, он слишком вжился в эту роль. И эта роль - лучшая в его творчестве.
Хотим мы того, или не хотим, но рано или поздно каждому из нас придется подводить какие-то итоги. Полезно иногда взглянуть на себя со стороны, лучше чужими глазами. Лучше, если раньше, чтобы было время что-то исправить. Зилову на это времени не хватает. Жизнь бьет ключом. Работа, новая квартира, жена, которая ждет от него ребенка (как некстати!) и прощает ему походы налево, опять же, женщины, которые слева. Некогда остановиться, осмотреться, некогда на утиную охоту съездить. При всем этом бурном движении он давно уже не замечает, что это бег на месте. Говорите, цель должна быть какая-то? Зачем? Без нее удобнее. Движение ради движения. Откуда же тогда эта неудовлетворенность всем и вся? Ах, да, надо что-то ответить этой женщине с ее внезапной беременностью и чтобы она не пересеклась с другой, той что слева. Начальник что-то требует по работе, не понимая, что кто-то делает вид, что платит нам за работу, а мы делаем вид, что работаем. Доза спиртного и вот все где-то далеко-далеко. И опять потянуло на охоту, на природу, уток пострелять. Но сначала нужно сказать всем окружающим людям, кто они есть на самом деле. Далее опустошение, безысходность, мысли о самоубийстве и зияющая пустота в душе и вокруг... Что же означал этот погребальный венок, доставленный с утра в квартиру Зилова? Что можно похоронить себя заживо еще при жизни? По-видимому, можно.
Этот фильм не про серость или безысходность жизни во время советской эпохи. Этот фильм про бездуховность, моральное падение человека. А эти проблемы сейчас, пожалуй, даже острее, чем тогда, когда писалась пьеса, снимался фильм. 

Кроме Олега Даля, в фильме снялось много великолепных артистов. И хотя роли у них небольшие, но каждая по своему интересна. Здесь нет проходных персонажей, у каждого свой характер. Великолепна моя любимейшая актриса Ирина Купченко в роли жены Зилова. Сцены, где она вдвоем со своим мужем не оставляют равнодушными. Она, не смотря ни на что, продолжает его любить, и он не потерял способность любить. Вот только недолго... И она уходит. Бесподобно обаятельный начальник Зилова в исполнении неподражаемого Винни-Пуха Евгения Леонова. Вот только уж больно карикатурный, переходящий в дебильный, персонаж у Юрия Богатырева получился. И этого кривляющегося типа Зилов называет другом, не понимая, не замечая, что настоящим другом для него все-таки был официант Дима.
Смотрите только лучшее советское кино!

Комментариев нет:

Отправить комментарий