пятница, 12 августа 2011 г.

"Верой и правдой"

Наименование: Верой и правдой
Режиссер: Андрей Смирнов
Год: 1979
В ролях: Александр Калягин, Елена Проклова, Сергей Шакуров, Сергей Плотников, Лев Дуров, Евгений Леонов, Нонна Мордюкова, Леонид Марков, Валентина Талызина, Иван Бортник, Кира Головко, Тамара Акулова, Лев Борисов



Посмотрел я этот фильм исключительно из любопытства. Режиссер Андрей Смирнов, снявший великолепные картины «Белорусский вокзал» и «Осень», после этого фильма на 30 лет ушел из режиссуры. Фильм об архитекторах «Верой и правдой» снят по сценарию Александра Червинского, окончившего в свое время архитектурный институт. И это давало повод думать, что тему авторы фильма знают досконально. Сколько я не пытался, так и не смог вспомнить еще какое-нибудь кино о людях с такой профессией. На память только упорно приходил пролог к «Иронии судьбы…» и улица примкнувших к архитекторам Строителей. Про физиков я совсем недавно пересмотрел великолепный фильм. Было интересно, а чем же жили наши советские архитекторы, как и в каких условиях творили. Тем более, что в аннотации к фильму говорилось, что действие фильма охватывает времена  Сталина – Хрущева – Брежнева. Любопытство свое я удовлетворил…
На протяжении всего фильма молодые и не очень архитекторы проектировали, при Сталине то, что мы сейчас называем «сталинками», при Хрущеве – «хрущевки», при Брежневе – «брежне..»… Ой, нет, конечно! При Брежневе они боролись с последствиями волюнтаризма в вопросах жилищного строительства. При этом они спорили, дискутировали, но очень уж академично и скучно. Поднимались по служебной лестнице, почти по Высоцкому, «… от прораба до министра дорастешь». Устраивали свою личную жизнь, но как-то совсем абсурдно. И даже «сгорали» на работе почти сразу после своего 70-летия и вручения ордена Ленина.
Из упомянутых выше руководителей партии и правительства в фильме появляется только Сталин в виде ночного телефонного звонка Владику Минченко в исполнении молодого и обаятельного Александра Калягина. Именно Владику, а не Владиславу, потому что за те почти 20 лет, которые охватывает сюжет фильма, он практически не меняется ни внешне, ни внутренне. Владик, пожалуй, самый интересный персонаж в фильме. Этакий хамелеон от градостроительства. Похвалил генсек за «сталинки», он в лепешку готов расшибиться, проектируя дома, похожие то ли на фонтаны, то ли на праздничные салюты. Вышло новое постановление, и он готов лично сносить архитектурные излишества у своих же  детищ и сажать «хрущевки» по всей территории страны, свободной от кукурузы. И при Брежневе он спроектирует то, что будет совпадать с линией партии. Только ни при Сталине, ни при Хрущеве, ни при Брежневе его не интересовало и не интересует, удобно ли людям в его домах. Когда он вальяжно постанывает в своей шикарной квартире перед Клавой, становится тошно. Не иначе, такие как Владик приложили свою руку к проектированию дома, в котором прошли мои детство и юность.
Не меняются внешне и основные действующие архитекторы. Кардинально меняется только герой Сергея Шакурова Кряквин (это ж надо было его так обозвать!). Из вороватого пацана он вырастает в высоко сознательного строителя с обостренным чувством собственного достоинства, после чего с помощью заслуженного академика Квашнина (Сергей Плотников) начинает свой профессиональный рост прямо как у Высоцкого. При этом успевает изменить своему учителю.
Личная жизнь героев фильма представлена в основном в виде сложно развивающихся отношений Владика Минченко и Клавы (Елена Проклова). Я когда вспоминаю эпизоды, с участием этой Клавы меня нервная дрожь бить начинает. С самого первого ее появления, когда она, сбежав из роддома, с ребенком наперевес бегает по дороге, ловя машину. Затем наступает апофеоз с ночным бегством от Владика к бывшему мужу. И довершающий удар в финале – переход Клавы, видимо в качестве переходящего вымпела, к другому архитектору. Занавес!
 Я понимаю, что создатели картины хотели разнообразить чисто производственную тему, чем-то личным, житейским. Но не таким же персонажем как Клава. Появляющаяся в паре эпизодов Нонна Мордюкова оставляет гораздо более приятное впечатление.
Повеселил меня эпизод с ночным звонком Сталина, когда в преддверии его в квартиру Владика вломилось все его начальство. И, когда он успешно справился с «ответственным заданием» шеф Владика в исполнении Евгения Леонова растроганно обнял своего подчиненного и трижды облобызал, благодаря за самоотверженную «работу». Жаль только, что мало Леонова в кадре было. Уж очень у него душевные начальники получаются («Отпуск в сентябре», «Слезы капали»).
Меня очень расстроил этот фильм. После «Белорусского вокзала» и «Осени» мне он показался каким-то неживым, надуманным, а по названию и некоторым моментам еще и пафосным. Возможно у людей, имеющих более непосредственное отношение к архитектуре, будет совершенно другое мнение. Фильм подвергся очень серьезной цензуре. Были сильно сокращены сцены периода «хрущевок». Сам Смирнов свой уход из режиссуры после этого фильма объяснял своим нежеланием идти на компромиссы, в результате которых фильм терял многое из того, что он хотел им сказать. Не зная, что задумывалось авторами изначально, трудно оценить, что получилось. Мне не понравилось. На мой взгляд, получилась довольно плоская производственная как бы драма с очень слабой невразумительной лирической составляющей. Можно, конечно, обвинять в неудаче и забвении этой картины цензоров, но Смирнов и Червинский к этому также причастны. За Смирнова очень обидно.
Переселение людей из коммуналок и бараков в отдельные квартиры – это, конечно же, одно из достижений хрущевской эпохи. Попытки, если не оспорить, то хотя бы добавить ложку дегтя - это относится уже к идеологической пропаганде  времен Брежнева. Один из наиболее удачных эпизодов фильма, выводящий его из рамок производственной темы, это посещение квартиры новоселов.  Полностью согласен с бабкой, ворчащей о том, что если помрешь, то и гроб не вынесешь. Был такой случай в моей жизни.
Спустя 30 лет Андрей Смирнов вернулся в режиссуру, сняв фильм «Жила-была одна баба» про подавление крестьянского восстания под руководством Антонова в первые годы советской власти. Пока не смотрел. Очень боюсь разочароваться еще раз…
Смотрите только лучшее советское кино!

Комментариев нет:

Отправить комментарий