понедельник, 8 августа 2011 г.

"Сто дней после детства"

Название: Сто дней после детства
Режиссер: Сергей Соловьев
Год: 1974
В ролях: Борис Токарев, Татьяна Друбич, Ирина Малышева, Юрий Агилин, Сергей Шакуров, Арина Алейникова


Первое что хочется после просмотра этого фильма, это достать свой старый пионерский галстук, отыскать этот пионерский (или как там они сейчас называются) лагерь и устроиться туда спасателем, завхозом, дворником или кем-нибудь еще. Пока еще лето не кончилось.
Со стороны С. Соловьева это было довольно смело поместить пионерлагерь «Лесной остров» в такой райский уголок. Графская усадьба с купальней и домашним театром, расписные стены и лепные потолки, медицинский кабинет с колоннами. Докторша, напоминающая графиню, и обломок империи – старенькая библиотекарша, демонстрирующая задник сцены, написанный итальянским художником родом из Болгарии, но всю жизнь прожившим в России. Смело, потому что советский пионерский лагерь знаю не по рассказам. Впрочем, присутствуют здесь и реальные атрибуты той эпохи. Скучная Ксения Львовна с ее организаторской работой, собраниями и выборами председателя отряда, сельхозработы в ближайшем колхозе с наградой победителю соцсоревнования в виде консервированного компота, построения в пионерской форме вокруг флагштока. Эти эпизоды фильма будут особенно интересны более старшему зрителю :).

Отличный фильм о подростках, о взрослении, о первой любви, о становлении характера, о первых ошибках. Подростки кажутся нереальными, как и герой Михаила Ефремова в «Когда я стану великаном», но это совершенно не раздражает и им веришь, сопереживаешь. А вы помните тот момент, когда соседская девчонка, которую знали тысячу лет, вдруг превратилась в красавицу Лену Ерголину? У Мити Лопухина это произошло на пляже, и он упал, сраженный стрелой Амура. И солнечный удар здесь ни при чем. А дальше была любовь, терзания, ошибки. Сознание Мити не успевает за его чувством. Отсюда нелепая затея с загипсованной ногой, с которой он стал похож на лорда Байрона и синюю птицу подранка одновременно. Хромой и печальный Митя пытается добиться внимания Лены, но она среди всех ребят видит только Глеба Лунева. У Глеба в отличие от Мити чувства с разумом находятся в полной гармонии. Он одинаково расчетлив и на колхозном поле и на сцене, где ставится «Маскарад» М. Лермонтова. Благодаря «Маскараду» Митя сможет наконец-то признаться в любви к Лене. И услышать признание в любви от Загремухиной.
Необычная роль молодого Сергея Шакурова. Я его даже не узнал сразу. Поначалу он даже побаивается своих подопечных, не понимает их. Поэтому и ошибается в распределении ролей, предлагая сыграть Мите и Глебу совершенно не свойственных им персонажей. Он великолепно рассказывает ребятам о душе камня, заставляет другими глазами взглянуть на Джоконду. Их сознание меняется на глазах. От «эту картинку, Сергей Борисович, мы знаем» до «моя мама иногда так улыбается, но только очень редко». И он же открывает глаза Мите на его расчетливость в разоблачении Глеба.
Для меня знакомство с творчеством С. Соловьева началось с культового фильма «АССА», «Черная роза…», «Избранные». «100 дней после детства» я посмотрел после этих фильмов и открыл для себя совсем другого Соловьева. Сейчас трудно представить, как бы я воспринял этот фильм тогда, сразу после его выхода. Возможно, начал говорить, что таких «Лесных островов» не существует, что вчерашние восьмиклассники так не говорят, не общаются. Соловьев показал подростков и педагогов такими, какими бы он хотел их видеть, это его право. Его заповедный «Лесной остров» - это мечта. Поэтому, если хотите немного помечтать, обязательно посмотрите этот фильм.
…Надо просто смотреть на нее долго, запомнить и носить с собой всю жизнь...
Смотрите только лучшее советское кино!

Комментариев нет:

Отправить комментарий