среда, 31 августа 2011 г.

"Спасатель"

Наименование: Спасатель
Режиссер: Сергей Соловьев
Год: 1980
В ролях: Татьяна Друбич, Василий Мищенко, Сергей Шакуров, Ольга Белявская, Александр Кайдановский, Вячеслав Кононенко, Екатерина Васильева



И вот прошло много раз по "100 дней после детства". Какими они могли стать ребята из "Лесного острова"? Сергей Соловьев продолжает исследовать тему духовного воспитания, о месте прекрасного в нашей материальной жизни. Как соотносятся духовные ценности и идеалы, взятые нами из сокровищниц искусства, с нашими жизненными позициями, с реальной жизнью?
Герои фильма - бывшие ученики Андрея Ларикова (Сергей Шакуров), учителя литературы. Он тоже по своему спасатель. Спаситель неокрепших душ от зарождающегося цинизма, эгоизма. Его яркие речи в защиту Толстого, Анны Карениной заставляют молодых ребят задуматься.
Не все посеянное им разумное, доброе, вечное дало благородные всходы. Григорий Ганин (Вячеслав Кононенко) видит эту красоту в виде вполне осязаемых вещей, например, костюмов, которые он кроит. И упоминание о "лариковских заклинаниях" вызывают в нем нервное раздражение в виду невозможности их практического применения.
Но есть и другие ученики, которые благодаря урокам Ларикова, выбрали для себя жизненную позицию, совпадающую с взглядами на жизнь тех выдуманных героев, которых так вдохновенно защищает учитель. Это Ася Веденеева (Татьяна Друбич), которая к тому же является женой Ганина. Что толкнуло Асю в объятия недалекого, но работящего Ганина, который является прямой противоположностью возвышенно-романтической Асе, непонятно. А ее объяснение замужества "... все выходят, и мне пора..." заставляет усомниться в ее социальном совершеннолетии.
Но чувство прекрасного, заложенного Лариковым в души учеников,  сохранилось у Аси, которая с 9-го класса тайно и безнадежно влюблена в него. Когда Ася решает признаться в любви своему бывшему учителю, он оказывается не готов к этому. А ведь он только, что мечтал о том, чтобы его ученики что-то сочинили в жизни. И понимает Лариков, что высокие слова, не подкрепленные делом, лучше не произносить. Единственное утешение, что хоть одного хорошего человека он выучил, а от хорошего человека, как круги по воде... Точно подмечено.
Пожалуй, обвинение Ларикова в предательстве - это очень эмоциональная оценка Аси, еще по сути ребенка. Как эмоционально было и ее поспешное желание утопиться. А если бы призывников отправили вовремя?
Вывод для себя из всего произошедшего сделал только Лариков. Для Аси, Гриши и Вили, пришедшего на помощь бывшей однокласснице, это был еще один жизненный урок. Соловьев не дает советов, кому и как поступать в той или иной ситуации. Он не делит их на плохих или хороших. Для него важнее пробудить сознание зрителя,   научить его сопереживать героям фильма, подтолкнуть душу к работе.
Какие они все-таки пока дети, эти герои. Ася с ее телеграммой.  "Не ищи меня. Я думаю." Ганин, пишущий гневное письмо Ларикову и вынашивающий планы расправы с ним. Сколько же им еще расти этим детям, уходящим в армию и ждущим ребенка?
Фильм, как и "100 дней после детства", необычайно красив и поэтичен. Природа, город в туманной дымке, Ася и Лариков, читающий ей стихи под деревом в проливной дождь - изумительные по эстетичности картины.

Смотрите только лучшее советское кино! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий