воскресенье, 31 июля 2011 г.

"Подранки"

Наименование: Подранки
Режиссер: Николай Губенко
Год: 1976
Актеры: Юозас Будрайтис, Георгий Бурков, Александр Калягин, Алеша Черствов, Жанна Болотова, Ролан Быков, Николай Губенко, Наталья Гундарева, Евгений Евстигнеев, Зоя Евсеева, Бухути Закариадзе, Пантелеймон Крымов, Виктор Филиппов, Валентина Березуцкая и др.

Золотой фонд советского кино. Только в стране, пережившей эту страшную войну, мог появиться такой пронзительный фильм. Его тяжело смотреть, но его нужно смотреть. Каждому. Война это не только боевые операции, воздушные схватки, танковые сражения, окопы и штабы. Война это еще и разбитые и искалеченные судьбы, обожженные души. Фильмов такого высокого внутреннего напряжения в наше время уже не будет (а так хотелось бы ошибиться!), потому что практически не осталось тех, кто прошел войну на фронтах и все меньше тех, кто ощутил ее последствия на себе в тылу. Чтобы ТАК рассказать о последствиях войны, нужно самому пережить те годы.
У главного героя фильма есть много общего с судьбой Николая Губенко. Он родился в августе 1941 г. и в семье был самым младшим из 5 детей. Когда ему было 11 месяцев, фашисты повесили его мать. Он, как и Алеша Бартенев, прошел и детдом, и интернат, и потому знает истории жизней маленьких героев своего фильма не по рассказам.



Начать хочется с того, чем кончается фильм. Со стихов Геннадия Шпаликова.
По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.

Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.

Путешествие в обратно
Я бы запретил,
Я прошу тебя, как брата,
Душу не мути.

А не то рвану по следу -
Кто меня вернет? -
И на валенках уеду
В сорок пятый год.

В сорок пятом угадаю,
Там, где - Боже мой! -
Будет мама молодая
И отец живой.

Уже повзрослевший Алексей Бартенев встречается с двумя своими братьями, с которыми его развела в разные стороны война. По-разному сложились их судьбы и разными людьми они стали. Настолько разными, что родные когда-то люди стали чужими друг другу. Брат, «душу не мути»! Несмотря на великолепную игру Юозаса Будрайтиса, Георгия Буркова и Александра Калягина, сцены встреч братьев все же уступают по силе и драматизму детским воспоминаниям Алеши.
Неудачная попытка обрести новую семью. Эпизод с «каплей супа», заставляющий сжиматься сердце от боли и унижения. Будни интерната с военным уклоном, пацаны с винтовками размером с них самих. Строевая подготовка, разборка и сборка оружия.  Да и чему другому могут научить этих остриженных наголо ребят обожженные и покалеченные войной бывшие фронтовики, а ныне воспитатели. Смешное и трагическое переплелось в жизни мальчишек. И прекрасное. Безумно красивая природа, окружающая территорию интерната. Знакомство с творчеством Пушкина и первые стихи Алеши. И непонятно откуда взявшаяся среди огрубевших душой и телом воспитанников и воспитателей богиня красоты – учительница биологии в исполнении Жанны Болотовой.
А рядом с интернатом напоминание о войне – лагерь военнопленных немцев, похожий на лагерь труда и отдыха. Кто знает, если бы не было этого напоминания, может и остался бы живым Валька Гандин. Валька, для которого война началась в 1946 году, когда был убит его отец. Пересмотрев сейчас «Подранков» я понял, что именно сцена гибели Вальки мне врезалась в память больше всего после первого просмотра фильма. Эти глаза забыть невозможно! А то, что Вальку сыграла девочка, Зоя Евсеева, для меня стало открытием.
Умение работать с детьми в кино сродни высшему пилотажу. Ведь обычно это непрофессиональные артисты. До этого фильма непревзойденным мастером в этой области я считал Ролана Быкова, который здесь сыграл небольшую, но запоминающуюся роль военрука. Губенко в этом фильме ни в чем не уступает Быкову. На роль воспитанников в фильме Губенко отбирал детей среди детдомовцев и в интернатах. Именно они, по его мнению, наиболее точно могли воплотить характер маленьких героев его фильма, потерявших свои семьи.
Великолепен Губенко и как актер в роли физрука Криворучко. Сначала немного комичный в эпизоде с концертом художественной самодеятельности. А затем оглушающе трагичный во время педсовета. Видеть, как плачет фронтовик с обгоревшими на войне руками, просто физически больно! Алеша, которого он ударил, его простил (или простит), но сам он всегда будет чувствовать себя виноватым из-за того, что поднял руку на подранка, пацана с душой, опаленной войной.

Смотрите только лучшее советское кино!

Комментариев нет:

Отправить комментарий