четверг, 14 июля 2011 г.

"Из всех искусств для нас..." (2-я часть)

На смену советскому кино пришло российское. К сожалению, другого на постсоветском пространстве я не знаю. Фильмов российских снимается все больше с каждым годом. Вот только смотреть их хочется все меньше. И лица вроде наши, знакомые, и речь родная, и фон узнаваемый, а кино совсем чужое, снятое по голливудским калькам. Или, что еще хуже, какие-то куски из бесконечных сериалов. Из постсоветского кино уходит душа. Бездуховность – это страшно. Кинотворчество сменилось кинопроизводством. На первые строчки в титрах рядом с режиссером вышел продюсер, который знает, как надо снимать (хотя сам это делает довольно редко) кино, чтобы его продать. Вот только бизнес с искусством плохо сочетаются. Конечно, и сейчас время от времени появляются фильмы, которые можно поставить в один ряд с лучшими советскими, но, Боже мой, как это редко случается. И, если такой фильм появляется, совсем не обязательно, что это связано с размером бюджета этого фильма. Я, например, всегда получаю удовольствие, когда «выстреливает» какой-нибудь малобюджетный фильм. Фильм, который будит чувства, мысли, воспоминания, а не инстинкты.
 Складывается впечатление, что возможность снимать кино на любую тему, застало режиссеров врасплох. Хотя не может же этот расплох продолжаться больше 20 лет. Режиссеры, снимавшие кино в условиях цензуры, были более изобретательны в выборе формы для своих произведений. Большинство же современных режиссеров напоминают мне манагеров (ну, не нравится мне это импортное слово «менеджер», когда есть наше, родное – управляющий!) разного уровня квалификации, которые, как мне порой кажется, озабочены не вечным, а сиюминутным, правильным вложением отпущенных средств. Экономия начинается со сценария. Убогость, фанерность образов героев дополняется набором штампованных фраз и ситуаций. Очень часто современное кино стало напоминать конструктор, иногда еще и плохо собранный. Смотришь, и возникает стойкое ощущение дежа-вю. 
Выход на первые позиции продюсера создал вообще непонятную ситуацию с актерами. Они мне порой напоминают пешек на шахматной доске, где ферзь-продюсер с конем-режиссером (или слоном, в зависимости, от опыта :)) разыгрывают свою партию. И ведь есть же довольно много хороших актеров. Но когда в очередной раз видишь любимого актера, который великолепно играет в совершенно бездарном фильме, становится искренне жаль его. Довольно редко сейчас увидишь актеров советского кино в новых фильмах. Во-первых, не зовут, скорее всего, во-вторых, мне так кажется, многим воспитание, образование, полученное в советской киношколе не позволяет сниматься в откровенной порой халтуре. Создается впечатление порой, что горе-режиссеру важнее как смотрится актер на фоне фенешебельного (я знаю, как правильно пишется это слово!) офиса, чем интонации его речи, его движения, смысл произносимого текста. Абсурдность диалогов, неадекватность поступков героев порой зашкаливают. Попытки выдать весь этот бред за свой взгляд на современное кино вызывают раздражение. А эти пустопорожние разговоры о звездности того или иного актера или актрисы, претендующих на место в книге рекордов за то  количество «мыльных» серий, в съемках которых они участвовали.
Когда в очередной раз слышишь о кончине актера или режиссера, с фильмами которых рос, становится грустно. «Мои друзья уходят…» Мы не были с ними знакомы, но они мне не чужие. Я благодарен тем телевизионным каналам, которые вспоминают старые советские фильмы. Конечно, зритель у них в основном пожилой, и это очень огорчает. Все познается в сравнении. Нельзя отбрасывать то лучшее, что было сделано советскими кинематографистами. Мне кажется, если нынешние 20-30-летние зрители будут время от времени смотреть лучшее из советского кино, они по другому будут оценивать то, чем их зомбирует Голливуд или российский кинематограф. Мдааа…. Размечтался….  Мне пока не удается привлечь внимание своих взрослых детей к такому кино. Есть над чем работать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий