воскресенье, 24 июля 2011 г.

"Дорогая Елена Сергеевна!"


Название: Дорогая Елена Сергеевна!
Год: 1988
Режиссер: Эльдар Рязанов
В ролях: Марина Неёлова, Наталья Щукина, Дмитрий Марьянов, Федор Дунаевский, Андрей Тихомирнов, Эльдар Рязанов

 
Четверо учеников, без пяти минут выпускники, приходят поздравить свою учительницу с днем рождения. Цветы, шампанское, хрустальные фужеры в подарок (предмет роскоши в период развитого социализма, кто не знает). Смущенная, растроганная Елена Сергеевна приглашает ребят за стол. Но милый разговор ни о чем быстро переходит в другое русло, когда гости открывают с какой целью они пришли сюда. Они просят Елену Сергеевну отдать им ключи от сейфа в учительской, где лежат контрольные работы. Так как им позарез нужны, одному пятерка, а другому хотя бы троечка, они решили заменить свои работы с ошибками исправленными. О ключах от входной двери и учительской не упоминается. По-видимому, эта четверка запросто может проходить и сквозь зачиненные двери и даже через стены. Как вам такая завязка? Именно абсурдность ситуации, неадекватность действий персонажей по отношению к поставленной цели вносит некоторую нереальность в сюжет фильма. И портит общее впечатление от просмотра. Елена Сергеевна изо всех сил стоит на страже стопки контрольных работ и отдает ключ только под давлением гнусной попытки изнасилования участницы группы захвата ключа.
У Людмилы Разумовской, автора одноименной пьесы, по которой Эльдар Рязанов снял этот фильм, довольно буйная фантазия. Вот только эта криминальная составляющая сюжета портит общее впечатление от фильма. И все-таки я рекомендую этот фильм к просмотру.
Главное в фильме не битва за ключ. Главное – столкновение мировоззрений. С одной стороны Елена Сергеевна, с ее идеалами шестидесятников и взглядами на жизнь, изложенными в моральном кодексе строителя коммунизма. Вот только не замечает Елена Сергеевна, что шестидесятники растворились в серой однородной массе под названием «новая историческая общность – советский народ». Строительство коммунизма перешло в разряд долгостроя, а вскоре и вообще было свернуто. Поэтому мантры из морального кодекса, которые она произносит как проповеди, не вызывают понимания у ее учеников. Более того, вызывают ответную отрицательную реакцию, обвинения во лжи которую им вдалбливали в школе на протяжении десяти лет. Конечно же, это не ложь, а очень правильные слова и мысли. Идея то хорошая была, вот только исполнители подвели. И одним из таких исполнителей является Елена Сергеевна. Хороший учитель это ведь не только источник знаний, которые можно почерпнуть и из книг. О том, кто такой настоящий учитель в советском кино есть масса фильмов, и хороших, и не очень.
С другой стороны Елене Сергеевне противостоит племя младое и незнакомое. Оно оказалось настолько незнакомым ей, что она поначалу пребывает в шоковом состоянии, слушая излияния про их взгляды на жизнь. В тон словесной схватке телевизор на заднем плане бубнит монотонным голосом Елены Сергеевны диктора об очередных успехах на трудовом фронте и о смерче. Бедная Елена Сергеевна понимает, что все годы учительства она не знала тех, кого учила. Она сеяла разумное, доброе, вечное, но что при этом выросло, ее, по-видимому, не интересовало. Наглость, цинизм, демагогия, обрушившиеся на Елену Сергеевну, заставляют ее уйти в глухую оборону. Обороняется поначалу она все теми же стандартными фразами. Проповедь жизненных стандартов стандартными фразами, что может быть хуже.
Мне очень не понравилось, какой в фильме предстает Елена Сергеевна. Кроме того, я никогда не относил себя к поклонникам творчества Марины Нееловой. Я не верю, что учитель к 40 годам может выглядеть таким образом, излагать свой взгляд на жизнь словами с первых полос газет. Учитель, остановившийся в своем развитии, вообще не может быть учителем. А ведь именно такой и предстает перед нами Елена Сергеевна. Оторванность учителя от ученика, пропасть между провозглашающими лозунги и теми, кому эти лозунги предназначены, приводят к такой ситуации, которая показана в этом фильме. То, какой изобразили Разумовская и Рязанов Елену Сергеевну, очень портит фильм. Жалкий человек, совершенно не вызывающий жалости, только раздражение. Нельзя таким изображать учителя! И все таки, почему, ее, казалось бы, шаблонные фразы, доходят до троих из четырех ее незваных гостей? Почему к концу этой длинной ночи они начинают и слышать и понимать, что им говорит их учительница. Может это прозвучит и по-еленосергеевновски, но эти трое к утру поняли, что материальное благополучие, не подкрепленное моральным равновесием, может быть разрушительным для личности. Это не победа Елены Сергеевны. В этом столкновении вообще нет победителей. Даже лидер компании, Володя, получив заветный ключ, торопится покинуть квартиру Елены Сергеевны. Для достижения своей цели он не только унизил Елену Сергеевну, но и растоптал своих приятелей. Победителей не судят? Еще как судят!
Несмотря на то, что Володя является одним из центральных персонажей пьесы и фильма, участие этого персонажа во всех событиях более чем надуманное. Человек, которого совершенно не интересует судьба его контрольной работы, и являющийся в то же время основным организатором и вдохновителем данной «операции», главным оппонентом Елены Сергеевны в развернувшейся словесной баталии, кажется мне иногда неуместным в данной истории. Витек, в котором Елена Сергеевна разглядела доброту и человечность, изображен очень примитивно, однобоко. Почему, если отец – алкоголик, то и сын должен быть таким? То, как он пьет весь вечер, не прибавляет ему ни жизненности, ни правдивости. И за Федора Дунаевского обидно. Очень он мне понравился в роли обаятельного молодого раздолбая в «Курьере», вышедшем на экраны двумя годами раньше. А его разговоры с Олегом Басилашвили, отцом его подруги, это маленький шедевр.
Фильм вызвал неоднозначную реакцию у зрителей и критиков. Почему Рязанов, ставший к тому времени классиком советской комедии, решил попробовать себя в жанре острой социальной драмы, да еще и в молодежной тематике, мне не понятно. Рязанов ни до этого фильма, ни после, уже не снимал фильмы на эту тему. По-видимому, он сделал для себя правильные выводы.
К фильмам эпохи перестройки у меня очень неоднозначное отношение. С одной стороны это все еще советские фильмы, а с другой - это «совсем другое кино». Режиссеры начали поднимать темы ранее запретные, но при этом зачастую злободневность, сенсационность или скандальность взятого сюжета не шла на пользу художественному содержанию. Это касается и «Дорогой Елены Сергеевны». Многие даже считают этот фильм началом заката творчества Рязанова. Пересмотрев фильмографию Рязанова, я обратил внимание, что практически все, что он снял до «Дорогой Елены Сергеевны», можно отнести к достижениям, к классике советского кино. А начиная с этого фильма…. Жаль. И все-таки, повторюсь, я рекомендую к просмотру этот фильм и молодым и не очень молодым зрителям.
К пересмотру этого фильма меня подтолкнуло сообщение о том, что на последнем Московском международном кинофестивале французы показали ремейк фильма Эльдара Рязанова. Несмотря на мою нелюбовь к современному французскому кино, фильм Шарлотты Сильверы «Эскалация» надо будет посмотреть. Все познается в сравнении.
Смотрите только лучшее советское кино!

Комментариев нет:

Отправить комментарий