Год: 1988
Режиссер: Эльдар Рязанов
В ролях: Марина Неёлова, Наталья Щукина, Дмитрий Марьянов, Федор Дунаевский, Андрей Тихомирнов, Эльдар Рязанов
Четверо учеников, без пяти минут выпускники, приходят поздравить свою учительницу с днем рождения. Цветы, шампанское, хрустальные фужеры в подарок (предмет роскоши в период развитого социализма, кто не знает). Смущенная, растроганная Елена Сергеевна приглашает ребят за стол. Но милый разговор ни о чем быстро переходит в другое русло, когда гости открывают с какой целью они пришли сюда. Они просят Елену Сергеевну отдать им ключи от сейфа в учительской, где лежат контрольные работы. Так как им позарез нужны, одному пятерка, а другому хотя бы троечка, они решили заменить свои работы с ошибками исправленными. О ключах от входной двери и учительской не упоминается. По-видимому, эта четверка запросто может проходить и сквозь зачиненные двери и даже через стены. Как вам такая завязка? Именно абсурдность ситуации, неадекватность действий персонажей по отношению к поставленной цели вносит некоторую нереальность в сюжет фильма. И портит общее впечатление от просмотра. Елена Сергеевна изо всех сил стоит на страже стопки контрольных работ и отдает ключ только под давлением гнусной попытки изнасилования участницы группы захвата ключа. У Людмилы Разумовской, автора одноименной пьесы, по которой Эльдар Рязанов снял этот фильм, довольно буйная фантазия. Вот только эта криминальная составляющая сюжета портит общее впечатление от фильма. И все-таки я рекомендую этот фильм к просмотру.


Мне очень не понравилось, какой в фильме предстает Елена Сергеевна. Кроме того, я никогда не относил себя к поклонникам творчества Марины Нееловой. Я не верю, что учитель к 40 годам может выглядеть таким образом, излагать свой взгляд на жизнь словами с первых полос газет. Учитель, остановившийся в своем развитии, вообще не может быть учителем. А ведь именно такой и предстает перед нами Елена Сергеевна. Оторванность учителя от ученика, пропасть между провозглашающими лозунги и теми, кому эти лозунги предназначены, приводят к такой ситуации, которая показана в этом фильме. То, какой изобразили Разумовская и Рязанов Елену Сергеевну, очень портит фильм. Жалкий человек, совершенно не вызывающий жалости, только раздражение. Нельзя таким изображать учителя! И все таки, почему, ее, казалось бы, шаблонные фразы, доходят до троих из четырех ее незваных гостей? Почему к концу этой длинной ночи они начинают и слышать и понимать, что им говорит их учительница. Может это прозвучит и по-еленосергеевновски, но эти трое к утру поняли, что материальное благополучие, не подкрепленное моральным равновесием, может быть разрушительным для личности. Это не победа Елены Сергеевны. В этом столкновении вообще нет победителей. Даже лидер компании, Володя, получив заветный ключ, торопится покинуть квартиру Елены Сергеевны. Для достижения своей цели он не только унизил Елену Сергеевну, но и растоптал своих приятелей. Победителей не судят? Еще как судят!

Фильм вызвал неоднозначную реакцию у зрителей и критиков. Почему Рязанов, ставший к тому времени классиком советской комедии, решил попробовать себя в жанре острой социальной драмы, да еще и в молодежной тематике, мне не понятно. Рязанов ни до этого фильма, ни после, уже не снимал фильмы на эту тему. По-видимому, он сделал для себя правильные выводы.

К пересмотру этого фильма меня подтолкнуло сообщение о том, что на последнем Московском международном кинофестивале французы показали ремейк фильма Эльдара Рязанова. Несмотря на мою нелюбовь к современному французскому кино, фильм Шарлотты Сильверы «Эскалация» надо будет посмотреть. Все познается в сравнении.
Смотрите только лучшее советское кино!
Комментариев нет:
Отправить комментарий