вторник, 5 июля 2011 г.

"Без свидетелей"

Название: Без Свидетелей
Год: 1983
Режиссер: Никита Михалков
В ролях:  Михаил Ульянов, Ирина Купченко

Я всегда настороженно относился к фильмам на основе театральных постановок.  Может потому что никогда не был театралом? Почему режиссер экранизировал именно эту пьесу, а не какую-то другую? Да и сюжет экранизированной Михалковым пьесы грешит надуманностью отдельных моментов. Ну, не пойму я, чем может угрожать персонажу (героем назвать этого типа язык не поворачивается) Ульянова будущее замужество бывшей жены (вот ведь закрутил!). Даже если будущий муж бывшей жены (эх, крутить, так крутить!) был много лет назад им оклеветан. Не верю я в такую причину визита. Опять же  тема шантажа. Чего боится героиня Купченко в случае, если сын, которого она вырастила, узнает, что Она (а в фильме у героев нет имен, только Он и Она) ему не родная мать? Того, что сын уйдет к отцу (варианты: на БАМ уедет, в армию уйдет и останется на сверхсрочную и т.д.), который предал много лет назад свою семью, и которого сын называет дистанционным смотрителем? Вы в это верите? Я - нет. Поэтому сцена в финале, когда Она отказывается от своего возможного семейного счастья, выглядит немного неестественно. Впрочем, сегодня я не театральный критик, а рядовой кинозритель.
Выбор данного материала Михалковым я объясняю его желанием повторить успех "5 вечеров". Дважды в одну реку войти не удалось. Но все равно этот фильм занял достойное место в фильмографии Никиты Сергеевича. И во многом благодаря уникальной игре Михаила Александровича Ульянова. Если бы не этот фильм, Ульянов остался бы в моей памяти председателем, бравым воякой генералом Чарнотой, забронзовевшим маршалом Жуковым, ворошиловским стрелком. Вот только в роли Ленина я что-то не хочу его видеть... В этом фильме он показал, что настоящему актеру по силам любое перевоплощение. Как это часто бывает, слабую пьесу спасает блистательная игра актера (или актеров). Бесподобная, феерическая игра, бенефис Михаила Ульянова. На протяжении довольно короткого времени действия в декорациях из четырех стен перед нами проходит история разрушения человеческой души с жалкими попытками оправдать свою низость, предательство. Он - трус, и он это понимает. Он пытается подхлестнуть себя вливанием коньяка, но становится лишь развязным и еще более отвратительным. В глазах бывшей жены, в которых нет ненависти, к человеку, предавшему ее и их сына, он как перед зеркалом. И это он понимает! Он жалок и ничтожен, даже когда упоминает о своей дочке и при этом забывает о дне рождения сына. Все его мелкое существо дрожжит от страха разоблачения за дела давно минувших дней. Этот страх выжег его изнутри, от него осталась только оболочка, да, очень успешного человека. Не осталось ничего, ни любви, ни самоуважения, только борьба за свое благополучие. И в этой борьбе он опускается до шантажа, разбивая окончательно жизнь, когда то близкого ему человека. И осознание в финале собственного ничтожества выливаются в последний крик умирающей души. Как перед глазами умирающего человека проносится вся его жизнь, так и в его сознании проходят образы из прежней, настоящей жизни. Любимый, муж, отец... Не дай нам Бог пережить смерть собственной души еще при жизни!
Моя любимейшая актриса того времени Ирина Купченко пребывает здесь в тени Михаила Ульянова. На мой взгляд, это  "заслуга" автора пьесы С. Прокофьевой. Уж больно какой-то монашеский взгляд на жизнь у героини Купченко. Как ей не хватает храбрости, решительности. Вместо этого терпение, терпение и еще раз терпение, переходящее в самопожертвование. Ее героиня вызывает жалость, сочувствие, сострадание, и в то же время, постоянно ждешь от нее решительного поступка. Поэтому сцена со звонком в финале вызвала у меня разочарование, а не восхищение жертвенностью героини. Это не тот поступок, которого я от нее ждал.
Смотрите только лучшее советское кино!

Комментариев нет:

Отправить комментарий