понедельник, 15 августа 2011 г.

"Чужая Белая и Рябой"

Наименование: Чужая Белая и Рябой
Режиссер: Сергей Соловьев
Год: 1986
В ролях: Вячеслав Илющенко, Султан Бапов, Андрей Битов, Аркадий Высоцкий, Илья Иванов, Бигульсин Кудабаева, Вячеслав Кучанов, Любомирас Лауцявичюс, Михаил Левченко (III), Сергей Мильденбергер, Борис Олехнович, Борис Ряховский, Людмила Савельева, Анатолий Сливников, Владимир Стеклов


Фильм снят по повести Бориса Ряховского «Отрочество архитектора Ивана Найденова», опубликованной в 1978 г. в журнале «Новый мир». Семья Ряховского с 1947 г. жила в Казахстане и поэтому ему хорошо знакомы и время и место действия фильма – город Актюбинск. Сам Ряховский также как и Иван был заядлым голубятником и знал этот особый мир, напоминающий порой криминальный. Но фильм не про голубей, не про уголовников. Он про рано взрослеющих пацанов, о их выборе между прекрасным и уродливым, добром и злом. О создании фильма очень интересно рассказал сам Соловьев в статье «Азия» во 2-м номере журнала «Дружба народов» за 2001 г.
В послевоенном захолустном городке, оторванном от остального мира, голуби для мальчишек того времени были мечтой о счастье, возможностью забыть о жизненных трудностях и неудачах, желанием самоутвердиться. Так и для Ивана, поймавшего с риском для жизни, невесть откуда залетевшую в их края белую голубку, появилась возможность войти в высшие круги местных голубятников. Только не удержал он свою птицу счастья. Столкнувшись с завистью, враждой, ненавистью быстро взрослеет Иван. Он вернет свою Белую для того, чтобы выпустить ее. Нельзя держать мечту о счастье в клетке и сидеть возле нее вроде цепного пса. Красота со связанными крыльями быстро поблекнет.Очень противоречивые чувства вызывает этот фильм. Странное смешение красивого и отвратительного, усиленно подчеркнутое переходом от цветной размытой картинки к жесткой черно-белой словно переход от сна, воспоминаний к реальной жизни. Киносеанс под дождем в летнем кинотеатре и счастливые лица зрителей, расплывчатый силуэт обнаженной женщины, солнечный свет, струящийся через крыло белой голубки – изумительные по красоте и поэтичности кадры. Это тот Соловьев, которого я открыл для себя в «100 днях после детства». Другой Соловьев в этом фильме мне до боли напоминает Алексея Германа. Инвалид военрук, отец Ивана, задыхающийся на полу грязного сортира, оперуполномоченный Жус, по внешности, речам и повадкам напоминающий Мефистофеля, унылые заброшенные заводские корпуса, все это тоже из детских воспоминаний главного героя. Шел 484-й день мира и каждый был праздник. Праздника в обычном для нас понимании мы здесь не видим. Чтобы его почувствовать, надо было пережить ту войну.
В некоторых эпизодах возникает ощущение дежа-вю. Контуженый военрук, пацаны с винтовками Мосина на уроке военной подготовки, и тут же перед глазами встают подранки с точно такими же винтовками из фильма Губенко. Человекоподобные особи со звериными повадками, истерические менты, трущобы, и сразу вспоминаются фильмы Германа. Как же они там жили, возникает порой вопрос. Так страшно и скучно. Как выжили и умудрились остаться людьми, сохранить нормальные человеческие чувства, а не только звериные инстинкты? Может быть, потому что в белой голубке увидели красоту, а не только предмет для торга, обмена.
Фильм получил Большой специальный приз Венецианского кинофестиваля 1986 г., но практически провалился в советском прокате. Это признавал и сам Сергей Соловьев. Кроме того, иногда этот фильм обвиняют в том, что он подтолкнул продвижение так называемой «чернухи» в советском кино времен перестройки. Да и творчество Соловьева весьма неоднозначно. В его послужном списке и великолепные детские фильмы, и экранизации Пушкина, Чехова, Горького и мелодрама, снятая совместно с японцами, и драма по сценарию президента Колумбии, и культовая «АССА», и абсурдистская «Черная роза…». Лично у меня фильм «Чужая Белая и Рябой» оставил тягостное впечатление. Мне кажется, что германовская, если можно так сказать, составляющая картины перевесила поэтические моменты фильма. Добавляет мрачных красок и трагедия Ксении Николаевны Старцевой.
А упомянутую выше статью Соловьева прочитайте. Тогда вам будет понятно совершенно сюрреалистическое появление в фильме космонавта Джанибекова, и вы много узнаете о неоценимом вкладе С. Соловьева в развитие казахского кинематографа. Мне эта статья подняла настроение после просмотра фильма.
Смотрите только лучшее советское кино!

Комментариев нет:

Отправить комментарий