Режиссер: Сергей Соловьев
Год: 1986
В ролях: Вячеслав Илющенко, Султан Бапов, Андрей Битов, Аркадий Высоцкий, Илья Иванов, Бигульсин Кудабаева, Вячеслав Кучанов, Любомирас Лауцявичюс, Михаил Левченко (III), Сергей Мильденбергер, Борис Олехнович, Борис Ряховский, Людмила Савельева, Анатолий Сливников, Владимир Стеклов
Фильм снят по повести Бориса Ряховского «Отрочество архитектора Ивана Найденова», опубликованной в 1978 г. в журнале «Новый мир». Семья Ряховского с 1947 г. жила в Казахстане и поэтому ему хорошо знакомы и время и место действия фильма – город Актюбинск. Сам Ряховский также как и Иван был заядлым голубятником и знал этот особый мир, напоминающий порой криминальный. Но фильм не про голубей, не про уголовников. Он про рано взрослеющих пацанов, о их выборе между прекрасным и уродливым, добром и злом. О создании фильма очень интересно рассказал сам Соловьев в статье «Азия» во 2-м номере журнала «Дружба народов» за 2001 г.
В послевоенном захолустном городке, оторванном от остального мира, голуби для мальчишек того времени были мечтой о счастье, возможностью забыть о жизненных трудностях и неудачах, желанием самоутвердиться. Так и для Ивана, поймавшего с риском для жизни, невесть откуда залетевшую в их края белую голубку, появилась возможность войти в высшие круги местных голубятников. Только не удержал он свою птицу счастья. Столкнувшись с завистью, враждой, ненавистью быстро взрослеет Иван. Он вернет свою Белую для того, чтобы выпустить ее. Нельзя держать мечту о счастье в клетке и сидеть возле нее вроде цепного пса. Красота со связанными крыльями быстро поблекнет.Очень противоречивые чувства вызывает этот фильм. Странное смешение красивого
и отвратительного, усиленно подчеркнутое переходом от цветной размытой картинки к жесткой черно-белой словно переход от сна,
воспоминаний к реальной жизни. Киносеанс под дождем в летнем кинотеатре и счастливые лица зрителей, расплывчатый силуэт обнаженной женщины, солнечный свет, струящийся через крыло белой голубки – изумительные по красоте и поэтичности кадры. Это тот Соловьев, которого я открыл для себя в «100 днях после детства». Другой Соловьев в этом фильме мне до боли напоминает Алексея Германа. Инвалид военрук, отец Ивана, задыхающийся на полу грязного сортира, оперуполномоченный Жус, по внешности, речам и повадкам напоминающий Мефистофеля, унылые заброшенные заводские корпуса, все это тоже из детских воспоминаний главного героя. Шел 484-й день мира и каждый был праздник. Праздника в обычном для нас понимании мы здесь не видим.
Чтобы его почувствовать, надо было пережить ту войну.
Смотрите только лучшее советское кино!
Комментариев нет:
Отправить комментарий