суббота, 1 октября 2011 г.

"Звонят, откройте дверь"

Наименование: Звонят, откройте дверь
Режиссер: Александр Митта
Год: 1965
В ролях: Елена Проклова, Ролан Быков, Владимир Белокуров, Виктор Косых, Ольга Семенова, Сергей Никоненко, Олег Ефремов, Люсьена Овчинникова, Ия Саввина, Антонина Максимова, Михаил Метелкин, Арина Алейникова, Валентина Владимирова, Александра Денисова, Владимир Балон



Старая добрая история из жизни пионерки Тани Нечаевой (Елена Проклова), которая по поручению пионервожатого Пети Крючкова (Сергей Никоненко) ищет пионеров 20-х годов. Танечка безнадежно влюблена в десятиклассника Петю и ради его внимания готова не только среди нынешних пенсионеров отыскать бывших пионеров, но даже освоить фигурное катание. Вот только на катке на руку Пети опирается соперница, намного старше Тани. Во время поисков попрятавшихся первых пионеров Таня встречается с разными людьми. У нее даже появляется помощник Генка (Виктор Косых), который знакомит Таню со своим отчимом Павлом Васильевичем Колпаковым (Ролан Быков). Павел Васильевич хотя и не был пионером, но в детстве в своем дворе видел пионерский форпост и сохранил очень теплые и яркие воспоминания об их горнисте. Колпаков помог Тане отыскать бывшего пикора (пионерского корреспондента), своего именитого коллегу музыканта. Но когда коллега уезжает на гастроли, чтобы не подвести Танечку, Колпаков решает сам придти и выступить на пионерском сборе.
Настоящее советское кино. Когда обращаешь внимание только на содержание, кажется, что фильм о какой-то пионерской организации с ее вожатыми, сборами, построениями, речевками. Красные следопыты, которые по недоразумению становятся тимуровцами. Но когда вспоминаешь эти Танины хождения по квартирам, понимаешь, что фильм, прежде всего, о людях. О людях, готовых открыть дверь по первому звонку, не спрашивая, кто и зачем пришел. И не только открыть, но и помочь позвонившему. Именно таких людей встречает Таня во время своих поисков. Это Гена и его отчим Павел Колпаков. Этот немного странный суетливый маленький человек помогает ребятам другими глазами взглянуть на мир. А благодаря Митте мы совершенно по-другому можем взглянуть на пионерское движение.
Ничего плохого ведь в этой организации не было. Организация изначально задумывалась, как самоуправляемая, и цели перед ней ставились вполне благородные. Ликвидация безграмотности, помощь пожилым людям, забота о детях. Это сейчас некоторые из особо рьяных борцов с пережитками коммунистической идеологии пытаются смести в небытие хорошую идею. Идею организовать ребят, увести их с улицы, научить чему-то нужному, увлечь полезным делом. Разрушив старое, мы ничего нового взамен предложить не смогли. И теперь пожинаем плоды в виде детской жестокости, разобщенности, неумения строить нормальные человеческие отношения. Понятно, что это не только результат отсутствия адекватной замены пионерской организации, но и много других факторов. Но все-таки в пионерской идее было намного больше хорошего, чем плохого или вредного.
Но как в том анекдоте, идея то была хорошая, только исполнители подвели. Если точнее, то организаторы, коммунистическая партия, которая в лице ее лидеров быстро перетянула к себе управление пионерским движением. И в этом живом организме появились черты, причем самые неприятные, которые характеризовали партийную бюрократию. Это формализм, бездушие, навязывание своей воли большинству, подавление личной инициативы и т.д. Отдельный человек растворялся в этих массовках, собраниях, построениях, маршированиях, линейках.
Даже в таком хорошем деле, как поиск организаторов пионерских отрядов, "пионеров-пенсионеров", организация встречи с ними, проявляется элемент бездушия. Хороший вожатый Петр Крючков отказывает Павлу Ивановичу в праве впервые в жизни надеть пионерской галстук, только потому, что ему не повезло с отцом. Ну, не было в учреждении, где тот работал, приписанной к ней пионерской организации. И некогда хорошему парню Пете вникать в то, что Колпаков через всю жизнь пронес восхищение перед теми пионерами, которых он помнит с детства. "Если мы каждого хорошего человека слушать будем..."
Но именно Павел Васильевич на этой формальной встрече старых и нынешних пионеров с разогревающими речевками "Раз-два, три-четыре! Три-четыре, раз-два!" сумел несколькими фразами заставить замолчать галдящий зал и посмотреть на тех, кто к ним сейчас должен выйти на сцену своими глазами, глазами Пашки Колпакова родом из 20-х годов. Его сбивчивый рассказ и, особенно, воспоминания о пионерском горнисте, которыми он делился с Таней и Генкой в театре - самые запоминающиеся сцены фильма. Ничем непримечательный, незапоминающийся герой  Быкова своим рассказом оживляет тот дух романтизма, устремленности к новой жизни, который был присущ первым пионерам. Великолепная роль актера и режиссера Ролана Быкова ("Подранки").
Даже "просто хороший человек" может рассказать пионерам об их организации больше, чем бывший пикор, а ныне заслуженный скрипач. Таня оценила это, когда Колпаков в нескольких словах объяснил ей суть классовой борьбы, в которой участвовали пионеры, под руководством компартии. Просто и доходчиво, без обличительных речей против мирового империализма. И вообще, все сцены с участием Быкова это украшение фильма.

Двумя небольшими эпизодами показана семья Таниного помощника Генки. Это его спивающийся отец в исполнении Олега Ефремова ("Гори, гори моя звезда", "Когда я стану великаном"). Совершенно микроскопическая роль с единственной фразой "ну..". И мать Генки, роль которой исполнила недавно ушедшая из жизни Ия Саввина ("Слезы капали"). Мать Гены, которая развелась с его отцом из-за пьянок, и продолжающая о нем заботиться, может показаться совсем проходным персонажем. Гораздо интереснее наблюдать за отношением к этому Павла Васильевича. Какая выдержка и внимательное понимание близкого ему человека!
Пионерская жизнь в фильме просто бурлит. Во время своих поисков красный следопыт Таня успевает побыть тимуровцем. Пытаясь привлечь внимание своего вожатого, осваивает фигурное катание с помощью Гены. Не замечая взглядов (или как раз наоборот?), которыми провожает ее новый друг, использует его для сведения счетов со своим обидчиком, соседом по парте. "Ты его подзови и валяй. А я пока спрячусь." А тут еще конкурирующая группа тоже красных и тоже следопытов успела опередить Таню и захватить опросить с таким трудом найденного старого пионера.
Почему Митта сделал главную героиню и будущего командира неуловимых мстителей такими неулыбчивыми мне совершенно непонятно. Когда улыбающаяся после похвалы пионервожатого Танечка несется по школьному коридору, на душе становится светлее. В своей дебютной роли 12-летняя Леночка Проклова сыграла роль своей сверстницы. И у меня сложилось впечатление, что изображать ей приходилось только нахмуренное лицо. В фильме она просто живет и смотрится при этом великолепно. В фильме того же Митты "Гори, гори моя звезда" она немного потерялась на фоне корифеев советского кино.
Хороший советский детский фильм, который оставит приятные впечатления и у взрослых. Прелесть этого фильма состоит в том, что в нем показано, как, даже в таком неинтересном и забытом явлении как пионерское движение, можно увидеть романтические и возвышенные моменты. Надо только их замечать и запоминать. Пионеров уже нет, но дети то остались. Куда же подевалось наше детское кино?
Смотрите только лучшее советское кино! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий